Таможенникам развяжут руки

Почему участники рынка перевозок раскритиковали расширение полномочий сотрудников ФТС

В правительстве нашли способ оставить россиян без санкционных товаров: таможенникам могут разрешить останавливать фуры вне зоны досмотра по всей стране. Сейчас такая опция действует только в некоторых регионах, в остальных случаях сотрудникам Федеральной таможенный службы надо привлекать инспекторов ГИБДД либо проводить осмотр в специальных зонах. В правительстве хотят исправить это, поэтому внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Однако участники рынка перевозок раскритиковали документ. Что их не устраивает? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Таможенникам развяжут руки — примерно так можно описать смысл предложенных правительством нововведений. Сейчас мобильные группы ФТС прибегают к помощи инспекторов ГИБДД, чтобы досмотреть фуры вне специальных зон. Есть лишь несколько регионов, где они могут это делать самостоятельно. Но вскоре могут появиться единые правила, если Госдума поддержит идею кабмина.

По словам гендиректора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, у России с несколькими странами нет вообще никакого пограничного контроля, поэтому озвученные предложения в целом имеют смысл: «Мы говорим в первую очередь о грузах, которые поступают из стран ЕАЭС, Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, когда он войдет в Таможенный союз. Соответственно, некоторые перевозчики, действительно, могут ввести какую-то санкционную продукцию, которая поступает в их страны. В первую очередь их задачей будет отслеживать товары, которые завозят из Казахстана, Киргизии и Узбекистана, потому что когда в Белоруссии подзакрутили гайки, некоторая часть серого импорта переместилась туда».

В законопроекте правительства прописана процедура проверки машин таможенниками вне специальных зон. Предполагается, что инспекторы смогут проводить осмотр не больше двух часов после того, как водитель представит перевозимый товар и передаст специалистам документы на него. Интересовать их будет прежде всего контрафакт и санкционные продукты.

И в сообществе топ-менеджеров логистических компаний опасаются, что это приведет к серьезным задержкам, что повлечет за собой проблемы как для бизнеса, так и для потребителей, да еще и увеличит коррупционные риски, считает член правления объединения и учредитель компании Free Lines Company Алексей Наджар: «По России миллионы грузов едут в фурах. Как таможенники будут распознавать, что контрафакт из Казахстана? Они будут все подряд оформлять? При досмотре фуры сотрудники смогут проверить соответствие товаров в сопроводительных документах, но проверить стоимость, ее адекватность они не смогут. Контрафакт в основном идет по железной дороге. Надо проверять не фуры российских перевозчиков, а киргизских и белорусских, например».

Как отмечают в правительстве, даже в нынешних условиях мобильные группы таможенников показывают свою эффективность. За 2021 год они досмотрели почти 30 тыс. фур, из которых 3 тыс. перевозили запрещенные товары. В итоге 1,5 тыс. т нелегальной продукции уничтожили. Впрочем, тормозить ради этого всех подряд бессмысленно, тем более в случае с поиском контрафактных товаров, отмечает управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Николай Тян: «В условиях, когда обсуждается электронная пломба, есть, в общем-то, и старые способы контроля. В данном случае просто вводится дополнительная функция для таможни, чтобы на дороге кого-то останавливать и контролировать. Ну, вот я лично не вижу, честно говоря, в этом какого-то большого резона. Время массовых нарушений в таможенной сфере именно в период транзита, на мой взгляд, прошло. Какой смысл что-то ловить таким образом, я не очень понимаю».

Как минимум санкционные товары по-прежнему остаются одной из главных мишеней таможенной службы. И по мнению некоторых собеседников “Ъ FM”, находить такие продукты таможенникам, вероятно, станет проще. Чего не скажешь о простых россиянах.

Вся лента