«Наша главная задача — обеспечить бесперебойность и безопасность работы»
Генеральный директор канатной дороги — о пассажиропотоке и перспективах развития
За 10 лет нижегородская канатная дорога перевезла около 16,5 млн человек. О популярности у туристов, последствиях пандемии и перспективах развития одной из главных нижегородских достопримечательностей рассказывает генеральный директор АО «Нижегородские канатные дороги» (НКД) Андрей Крылов.
— Поделитесь показателями за 2021 год: сколько пассажиров перевезла канатная дорога в сравнении с 2020 годом? Как на показателях сказалась пандемия?
— В ушедшем году канатная дорога перевезла почти 1,58 млн человек. Это намного более оптимистичный показатель по сравнению с 2020 годом, когда были введены ограничительные меры по противодействию новой коронавирусной инфекции COVID-19. Тот год был отмечен резким падением пассажиропотока — более 30%, около 1,08 млн человек. Мы соблюдали все требования, обеспечили социальную дистанцию – соответственно, в кабинках могли находиться только два человека вместо восьми. Как и другие работодатели, мы были обязаны отстранить от работы сотрудников старше 65 лет, что значительно повысило нагрузку на других сотрудников. Все это, безусловно, ударило по бюджету компании и внесло некоторые коррективы в производственно-хозяйственный процесс.
— Есть ли отдельная статистика по обслуживанию туристов? Выросла ли популярность канатки в юбилейный для города год?
— Канатная дорога включена в предлагаемые туры многими туристическими агентствами и компаниями, принимающими и обслуживающими туристов в Нижнем Новгороде.
Организованный туристический поток (в составе туристических групп) составляет в среднем 2% в год от общего пассажиропотока.
Некоторый прирост пассажиров (до 100 тыс. человек) отмечается во время крупных городских мероприятий, таких как проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и празднование 800-летнего юбилея Нижнего в 2021 году. Правда, о значительном росте пассажиропотока в юбилейный год говорить не приходится: повышенное внимание к нам гостей города «уравновесила» продолжающаяся ситуация с пандемией.
— Сколько сотрудников сейчас в НКД? Есть ли ротация кадров?
— Численность всего нашего персонала составляет 71 человек. Это административно-управленческий, технический, вспомогательный персонал. Дорога обслуживается по трехсменному графику. Рабочий день для технического персонала начинается в 5:30 и заканчивается в 23:00. Перевозка пассажиров открывается по утвержденному расписанию. В будние дни это 6:45 – 21:00 в зимний период и 6:45 – 22:00 в летний сезон. В воскресные и праздничные дни перевозка начинается в 9:00.
Кадровый состав набирается из специалистов, способных обслуживать различное технологическое оборудование, имеющих профильное образование и соответствующие допуски. При приеме на работу проводится их первоначальная подготовка с последующими экзаменационными проверками на соответствие профпригодности по занимаемым должностям.
Что касается ротации, то скорее для нас более актуальна проблема замены работников при их увольнении. Требования достаточно конкретные, время работы не самое удобное. Это объективно «отсеивает» даже тех, кто изъявляет желание, подходит как специалист, но не в состоянии вписаться в такой график работы.
В последнее время в связи с антиковидными ограничениями мы не только были вынуждены временно отстранять сотрудников определенной возрастной категории, но несли потери среди такой категории работников, как дежурные по станции. Именно они первые приняли и все еще продолжают принимать на себя все претензии и недовольства от пассажиров, связанные с нежеланием выполнять предписанные требования Роспотребнадзора, не говоря о претензиях другого плана. Это серьезная нагрузка на психику.
— Как обновляется оборудование канатки?
— Наша главная задача — обеспечить бесперебойную, а главное – безопасную работу объекта. Для этого проводится полный комплекс работ по проверке узлов и агрегатов приводного и линейного оборудования, прописанный в инструкции по эксплуатации дороги. Установлены сроки и периодичность проверок. То есть это непрерывная работа.
Например, ежедневно на линию выходят не 28 кабин, а 27. Каждый день одна из них проходит комплексную проверку.
Для своевременной замены или в случае выхода из строя каких-то узлов и агрегатов формируется, используется и пополняется необходимый запас комплектующих и запасных частей. Так, весной 2021 года в связи с выработкой ресурса мы заменили редукторную установку приводного оборудования.
— Какие перспективы развития у канатной дороги?
— У нас есть некоторые перспективные позиции. Это больше касается технической части. Например, рассматриваются вопросы технической перевооруженности для оптимизации энергопотребления, что для нас довольно существенно.
А на пропускную способность может повлиять увеличение количества пассажирских кабин. Сейчас их 28, но дорога рассчитана на 56.
Даже частичное увеличение числа кабинок позволит повысить пропускную способность, что особенно заметно может сказаться в так называемый туристический сезон, сократив время ожидания в очереди. В то же время увеличение числа оборудования приведет к необходимости увеличения затрат на его обслуживание. Решение данного вопроса лежит исключительно в экономической плоскости.
— Есть ли, на ваш взгляд, потенциал у строительства мультимодальных транспортных узлов на станциях канатки?
— Потенциал, наверное, есть, но для Нижнего Новгорода это вопрос комплексного развития городского транспортного сообщения как в целом, так и непосредственно в районе расположения станции канатной дороги, около площади Сенной.
Город Бор, безусловно, компактнее, чем Нижний Новгород. В районе станции «Борская» есть остановка автобусов. Насколько это отвечает потребностям жителей, пользующихся канатной дорогой постоянно или периодически, мне объективно оценить сложно. Вопрос в ведении муниципального руководства.
— Обращаются ли к вам из других регионов перенимать опыт?
— Да, интерес проявляли представители крупных городов, таких как Казань, Самара, Уфа, Пермь, где вопросы развития транспортной сети так же требуют постоянного внимания и решения. У нас уже 10-летний опыт эксплуатации такого объекта, поэтому есть, чем поделиться, что посоветовать и подсказать, что желательно и даже необходимо учесть еще на стадиях проектирования.
— Как вы прокомментируете такое бытующее мнение, что канатная дорога строилась исключительно как туристический объект, этакий масштабный аттракцион?
— Нас по-прежнему иногда спрашивают, с какой первоначальной целью строилась канатная дорога — как туристический объект или как транспортная переправа. Здесь ответ раскрыт в официальном названии самого проекта: проект № С13613 «Пассажирская подвесная канатная дорога гондольного типа Нижний Новгород — Бор».
Вопрос, очевидно, связан с тем, что к канатной дороге большое внимание проявляют туристы, приезжая в наш город. Это действительно приводит к увеличению очереди и времени ожидания, зачастую, откровенно говоря, вызывая недовольство тех, кто использует дорогу в качестве транспорта по дороге на работу, с работы или торопится по другой необходимости. Этих людей можно понять, но и туристов мы не вправе не обслуживать. Это такая наша болевая точка.