Награждение требует пробы
Российское золото в командном турнире фигуристов проверяют на допинг
Сборная России, выступающая на Олимпийских играх в Пекине в нейтральном статусе из-за санкций, наложенных Всемирным антидопинговым агентством (WADA), может очутиться в центре первого крупного скандала этой Олимпиады. Сразу несколько источников подтвердили информацию о том, что проблемы с допинг-пробой возникли у одного из участников командного турнира фигуристов, выигранного россиянами. Речь, предположительно, идет о главной звезде отечественного фигурного катания — 15-летней Камиле Валиевой — и препарате триметазидин, на котором на прошлой зимней Олимпиаде — в 2018 году в Пхёнчхане — попалась бобслеистка Надежда Сергеева. По данным “Ъ”, руководители российской сборной надеются все-таки отстоять пекинское золото, считая ситуацию «пограничной».
О возможном громком ЧП со сборной России на Олимпиаде в Пекине стало известно благодаря сообщению портала Insidethegames. Он обратил внимание на то, что до сих пор не состоялась официальная церемония награждения участников командного турнира фигуристов, притом что тот завершился еще в понедельник. Insidethegames считает, что задержка возникла из-за «ситуации, в которую вовлечены Олимпийский комитет России (ОКР) и международные антидопинговые структуры», а точнее, из-за допинг-теста, взятого у члена российской команды перед Олимпиадой.
Она уверенно выиграла золото в этом состязании, оставив далеко позади соперников из США и Японии. За российскую команду в нем выступали шесть фигуристов: Камила Валиева и Марк Кондратюк в одиночном катании, Анастасия Мишина с Александром Галлямовым в парном, Никита Кацалапов с Викторией Синициной в танцах. Победители оказались единственными из фаворитов, кто не воспользовался пунктом в правилах, разрешающим по ходу турнира делать замены в составе: и короткую, и произвольную программу у них откатали одни и те же спортсмены.
При этом обозреватели различных изданий отметили, что на утренних тренировках в среду не появились ни Камила Валиева, ни Анастасия Мишина с Александром Галлямовым, ни даже Марк Кондратюк, хотя в четверг у него в расписании произвольная программа в личных соревнованиях. Правда, тренеры этих спортсменов называли пропуски «плановыми».
Между тем Insidethegames настаивает, что знает, чья проба вызвала подозрения. Это проба Камилы Валиевой. Непобедимая в нынешнем сезоне одиночница, несколько раз бившая мировые рекорды по полученным за исполнение программ баллам, обладающая феноменальным набором элементов, является главной звездой российской команды, а возможно, и всего современного фигурного катания. Камила Валиева легко одержала две победы в командном турнире, а в личном должна была стартовать в ранге стопроцентной фаворитки.
По версии Insidethegames, кейс «усложняет» один важный нюанс. Камиле Валиевой всего 15 лет. А согласно Всемирному антидопинговому кодексу, спортсмены, не достигшие 16-летнего возраста, относятся к категории «защищенных лиц». Это означает, во-первых, что даже в случае выявления допингового нарушения соответствующая структура вправе не придавать огласке имя спортсмена, а во-вторых, что к нему могут применяться гораздо более мягкие — вплоть до предупреждения вместо дисквалификации — санкции.
В организациях, отвечающих за проведение олимпийских соревнований фигуристов и утверждение их результатов, воздерживались от подробных комментариев по поводу информации Insidethegames. В Международном союзе конькобежцев (ISU) лишь сказали, что проблема «внезапно возникла накануне» и требует «юридических консультаций с МОК». А представитель Международного олимпийского комитета Марк Адамс на ежедневном брифинге подтвердил существование «юридических сложностей», имеющих отношение к награждению призеров командного турнира, которые «не позволяют много говорить сейчас об этом». Господин Адамс пообещал, что МОК сделает все возможное, чтобы вопрос «был решен как можно быстрее». В Федерации фигурного катания России (ФФКР) сказали, что ждут «официальную информацию».
Сборная России и в самом деле, кажется, может очутиться в крайне неприятном положении, особенно учитывая контекст. На зимней Олимпиаде в Пекине, как и на прошлогодней летней Олимпиаде в Токио, она выступает в нейтральном статусе как команда Олимпийского комитета России, не имея права использовать национальный флаг и гимн. Такой статус — наиболее заметная часть пакета санкций, которые были наложены WADA на российскую спортивную отрасль. В 2019 году исполком WADA в связи с многочисленными «несоответствиями», обнаруженными в базе данных Московской антидопинговой лаборатории, лишил статуса соответствия Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) и применил еще ряд мер, предусмотренных так называемым Международным стандартом по соответствию сторон. Одной из них был запрет на выступление сборной страны под своим флагом и названием на крупнейших соревнованиях, включая Олимпийские игры, в течение четырех лет. В 2020 году Спортивный арбитражный суд (CAS), правда, сократил этот срок вдвое.
Вердикт WADA стал реальным пиком российского допингового кризиса, который разразился еще в конце 2015 года и с тех пор нанес колоссальный ущерб отечественной спортивной отрасли. При этом еще недавно казалось, что кризис все-таки сойдет на нет вместе с истечением срока действия санкционного пакета. В последнее время работа в области противостояния допингу, ведущаяся РУСАДА, Министерством спорта РФ и ОКР, вызывала исключительно позитивные отклики у руководителей WADA, МОК и других организаций, формирующих антидопинговую повестку, а серьезные скандалы из-за запрещенных препаратов и методик фактически исчезли из повседневной жизни российского спорта. На этом фоне скандал олимпийский способен превратиться в колоссальный удар по его новому имиджу.
Собеседник “Ъ” в ОКР, говоря о вероятности такого удара, признал существование «проблемной ситуации» с командным турниром фигуристов, но отказался прогнозировать последствия, назвав ее «сложной и развивающейся». Другой источник “Ъ”, хорошо знакомый с обстоятельствами произошедшего, подчеркнул, что речь идет о «допинговом препарате, обнаруженном у участника командного турнира», но также, не называя имени сдавшего тест спортсмена, сделал акцент на «сложности» случая.
Он охарактеризовал его как «пограничный», не уточнив, однако, что имеется в виду,— незначительная концентрация вещества в анализе, статус самого препарата или статус спортсмена. В любом случае, по его мнению, существует надежда «отбить юридическими методами фигуриста и золотую медаль». На данный момент кроме нее в активе сборной России на Олимпиаде еще всего одна высшая награда — лыжника Александра Большунова в скиатлоне.
Сразу два источника “Ъ” заявили, что знают, какой препарат нашли в пробе. Это триметазидин, использующийся при сердечных заболеваниях, к примеру, для профилактики приступов стенокардии.
Собеседники “Ъ” в спортивных кругах говорят, что его иногда включают в так называемые терапевтические исключения: получив право на них, спортсмен может употреблять препараты, официально входящие в список запрещенных.
О том, что такое триметазидин, в действительности должны хорошо помнить почти все сотрудники ОКР. Перед предыдущей зимней Олимпиадой, состоявшейся в 2018 году в корейском Пхёнчхане, пакет сверхжестких санкций на российский спорт наложил МОК. Поводом для них было временное лишение признания на волне допингового кризиса самого ОКР. В Пхёнчхане сборная России выступала опять же под нейтральным флагом и без целой группы «отфильтрованных» спортсменов. При этом МОК, чей президент Томас Бах не скрывал, что чрезвычайно доволен усилиями российской стороны по преодолению негативных явлений, собирался сделать ей подарок, разрешив делегации уже на церемонии закрытия пройти все-таки под родным флагом.
Но планы пришлось отменить из-за двух допинговых инцидентов с участием российских спортсменов: керлингиста Александра Крушельницкого, лишенного завоеванной в миксте бронзы, и бобслеистки Надежды Сергеевой, на медали не претендовавшей. Томас Бах сказал про них как про «грандиозное разочарование». В пробе Александра Крушельницого был обнаружен мельдоний, в пробе Надежды Сергеевой — обладающий похожими свойствами триметазидин. Впрочем, практически сразу после Олимпиады ОКР все же вернули полноценное признание, а Сергеева отделалась скромным — восемь месяцев — сроком дисквалификации, не сломавшим ей карьеру. Таким он стал во многом благодаря тому, что защите спортсменки удалось доказать, что триметазидин мог попасть в ее организм вместе с легальным препаратом «Метионин», поставлявшимся в сборную России через Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА).