«Вкусвилл» открылся без касс
Какие преимущества у нового формата магазинов
«Вкусвилл» открыл в Москве первый магазин без продавцов и касс. “Ъ FM” протестировал новый формат. Минимаркет на Тестовской улице занимает всего 50 кв. м. Там есть кулинария, бакалея, продаются сэндвичи, фрукты, овощи, напитки, десерты и молочные продукты — всего чуть более 200 позиций. Для входа в магазин необходимо отсканировать QR-код в приложении «Вкусвилла» — к нему же должна быть привязана банковская карта. На выходе оплата спишется автоматически.
Но, как оказалось, это не всегда срабатывает, в чем убедилась шеф-редактор “Ъ FM” Яна Лубнина: «Судя по всему, с оплатой товаров в экспериментальном магазине пока есть сложности, и они устраняются буквально в ручном режиме. Мне позвонил оператор сети и объяснил, что оплата не прошла из-за возможной устаревшей платежной информации в приложении. Сама я оплатить покупку пока не могу, данных о ней нигде нет, но как только я все обновлю, получу чек.
Сам магазин устроен любопытно. Буквально сразу под вывеской расположены два турникета на вход и выход, а также монитор, на который нужно навести смартфон с открытым приложением, нажать кнопку "сканировать QR-код", и турникет на вход откроется. В зале абсолютно все понятно: обычные полки с товарами, их можно взять без всяких преград и просто выйти из магазина без очередей. Вначале все кажется очень сложным: какие-то турникеты, приложения. Очень многие люди сбиваются, и, наверное, поэтому на входе стоит один сотрудник магазина, который информирует каждого посетителя о том, что нужно сделать, чтобы попасть внутрь.
Но на выходе все очень легко, намного комфортнее, чем на кассах самообслуживания».
Удобство покупателей — это главная проблема магазинов без касс. В остальном же у такого формата масса преимуществ, уверен генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков: «В первую очередь, конечно, это достаточно серьезно возросшие траты на персонал, которые мы видим в 2020-2021 годах. Второй момент — потребители сами ждут этот формат. На самом деле долгое время он сдерживался именно мерами регулирования рынка: в магазинах с небольшой площадью запрещено продавать алкоголь, сигареты.
Это приводит к тому, что рентабельность торговых объектов низкая, и в подавляющем большинстве они проигрывают чуть более крупным объектам. При этом самим потребителям такой формат нужен, потому что далеко не все хотят много времени проводить в магазине. Третий момент — это небольшая площадь, такие варианты могут располагаться в тех местах, где современные FMCG-магазины разместить было бы практически невозможно. Но вопросов по эргономике работы магазина, по удобству потребителей, по коммуникациям с клиентами остается еще очень много.
Ключевая проблема — это именно взаимодействие с потребителями: не все понимают, как работает магазин.
Какие-то компании пытаются приучить потребителей использовать свое собственное приложение, какие-то идут по пути развития RFID-меток для подсчета тех товаров, которые приобретаются — это наиболее надежный способ контроля, но в то же время он и достаточно дорогостоящий. Конечно же, одним из таких очевидных рисков, о котором говорят все, — это воровство. Но практика показывает, что россияне достаточно законопослушные, у многих ритейлеров потери, связанные с воровством среди персонала, зачастую более крупные».
По два магазина без касс есть у Metro и X5 Retail Group. Свой проект в «Москва-Сити» в 2020 году запустила и «Азбука вкуса», но его пришлось приостановить.