Озон-банк конвертировал покупателей
Миллион клиентов маркетплейса открыли в нем счета
Озон-банк за два месяца привлек около 1 млн частных клиентов, и, по мнению экспертов, к концу года их количество увеличится еще в семь раз. Однако значительных остатков на счетах этих физлиц в банке в ближайшей перспективе ждать не стоит, полагают участники рынка, поскольку основная задача кредитной организации — обеспечивать продажи маркетплейса.
Как рассказали “Ъ” в Озон-банке, после того как он предоставил возможность физлицам открывать счета, за два месяца клиентами кредитной организации стали около 1 млн человек. «Озон-банк предложил покупателям инструмент, который позволяет вносить и хранить средства, но главное — моментально оплачивать покупки, дав при этом выгоду в виде кэшбэка»,— пояснил “Ъ” гендиректор Ozon FinTech Ваэ Овасапян.
По его словам, только в январе пользователи «Ozon Счета» сделали в среднем на 24% больше заказов, чем покупатели без счетов.
Клиентам Озон-банка открываются не текущие счета, а электронные кошельки, пояснили в кредитной организации.
По словам главы Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, у Ozon и его банка нет сети отделений и полноценного физического контакта с клиентом: «Основной причиной решения открывать физлицам электронные кошельки, а не обычные счета стала возможность сделать их клиентами банка без визита в офис или общения с представителем кредитной организации». Он уточнил, что у электронного кошелька есть ряд ограничений — нельзя потратить больше 60 тыс. руб. за одну операцию и больше 200 тыс. руб. в месяц.
По данным баланса Озон-банка, оборот по его счетам, на которых учитываются средства на электронных кошельках за декабрь, составил около 500 млн руб. Таким образом, средний чек за месяц составил около 1250 руб.
Электронные кошельки более удобны для расчетов за товары онлайн, отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев: «Подобная система расчетов обеспечивает оперативность проведения платежей — не нужно вводить данные банковской карты».
Быстрый рост аудитории банка выглядит достаточно логичным, если учесть, что только активных клиентов у Ozon на конец года было более 25 млн. По прогнозам аналитика БКС «Мир инвестиций» Антона Куликова, можно ожидать, что количество клиентов банка к концу года вырастет до 7 млн человек.
Однако, подчеркивает аналитик, клиенты, открывшие счет в Озон-банке, в меньшей степени мотивированы держать деньги на электронных кошельках, чем на обычных картах. «По ним нет процентов на остаток, нет кэшбэка на покупки в прочих магазинах, поэтому остатки вряд ли превысят 2 млрд руб. до конца года»,— полагает господин Куликов, отмечая, что на конец декабря остатки на кошельках клиентов Озон-банка не превышали 60 млн руб.
В Озоне и не скрывают, что привлекать дешевые пассивы — не основная задача банка.
«Финтех-сервисы Ozon и продукты Озон-банка в первую очередь строятся "вокруг" основного бизнеса — электронной коммерции, в частности они работают на рост среднего чека, частоты покупок и рост оборота наших продавцов»,— пояснил “Ъ” Ваэ Овасапян.
Руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев полагает, что спектр сервисов Озон-банка может расшириться: «Целесообразно предложить клиентам не только расчетное обслуживание через счета с кэшбэком, но и традиционные банковские услуги, такие как депозиты и кредиты, например, с особенными ставками в зависимости от активности клиента на самом маркетплейсе».
По словам источника “Ъ” на платежном рынке, следующим продуктом, который Озон-банк рассчитывает запустить, будет платежная карта, привязанная к кошелькам: «Планируется, что это будет настоящий пластик, который по аналогии с Озон-картой доставят клиенту, вместе с покупкой в пункт выдачи товаров».
Кэптивные банки конкурентов Ozon, крупных маркетплейсов, выбирают другие сценарии развития.
Например, Вайлдберриз-банк в конце января уже запустил дебетовую карту для физлиц, но какое количество их уже приобрели клиенты, в компании не раскрывают. Кроме того, банк, капитализация которого немногим превышает 300 млн руб., уже объявил о том, что начинает кредитовать продавцов своего маркетплейса под залог товаров на складах.
Капитал Озон-банка по состоянию на 1 января превысил 1 млрд руб., а третьего крупного игрока рынка маркетплейсов, Яндекс-банка, с осени превышает эту планку. Однако этот банк пока никаких продуктов для покупателей «Яндекс.Маркета» не предлагает.