ВИЧ-сервисная НКО пожаловалась на угрозы
Организация вынужденно прекратила работу с трансгендерными людьми
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие» (признан иноагентом) был вынужден приостановить работу пункта профилактики ВИЧ среди трансгендерных людей. Причиной стали «угрозы и провокации», сообщили представители организации. Последней каплей стало появление возле пункта двух мужчин в масках, которые намекали на неприятности. Руководство фонда не планирует возобновлять работу мобильного пункта для сообщества трансгендерных людей.
Фонд запустил программу по профилактике ВИЧ-инфекции среди трансгендерных людей (ТГЛ) в 2021 году, рассказал «Ъ» генеральный директор организации Сергей Дугин. Необходимость этой работы, по словам представителей фонда, обусловлена распространением ВИЧ-инфекции среди трансгендерных людей. В «Гуманитарном действии» ссылаются на статистику Всемирной организации здравоохранения: показатель распространенности ВИЧ среди трансгендерных женщин в 15 странах составляет 19%, а вероятность заражения в 49 раз больше, чем в среднем у населения. Мобильный пункт помощи (создан на базе автобуса) работал четыре раза в месяц: он обеспечивал посетителей экспресс-тестированием на ВИЧ, вирусные гепатиты и сифилис, а также средствами барьерной защиты. Также специалисты проводили до- и послетестовые консультации.
В мобильном пункте находились сотрудники «Гуманитарного действия» (водитель, специалист, который проводит тестирование, психолог) и представители трансгендерного сообщества — они консультировали посетителей с учетом их интересов и особенностей. Кроме того, они распространяли информацию о работе пункта в социальных сетях.
По словам господина Дугина, в результате в интернете появились жесткие комментарии и угрозы в сторону трансгендерных людей и сотрудников фонда. Он добавляет: особую ненависть вызывала информация из анонсов, подготовленных представителями ТГЛ-сообщества. Там упоминалось, что в пункте помощи смогут проконсультировать по вопросам трансперехода и предоставят стерильные одноразовые шприцы, с помощью которых можно делать гормональные инъекции. Такие заявления, говорит гендиректор «Гуманитарного действия», не оговаривались в процессе обсуждения работы пункта.
«Среди комментариев “Таких — в бетон” и “Сажать их надо за развращение малолетних” стали встречаться фразы “Содом пора сжигать” или “Найдется на них добрый человек с РПГ”»,— приводит примеры директор по развитию «Гуманитарного действия» Алексей Лахов.
В один из последних выездов мобильного пункта к нему подошли двое мужчин в масках, которые активно интересовались законностью деятельности НКО, предлагали проставлять на презервативах штамп иноагента и обещали «вернуться».
«В целях безопасности наших сотрудников и представителей этого сообщества мы временно приостанавливаем работу нашего мобильного пункта. Кроме того, с привлечением юристов мы рассматриваем возможность законного противодействия подобным угрозам»,— говорится в сообщении «Гуманитарного действия». Однако в беседе с «Ъ» Сергей Дугин рассказал, что такой фон негативно сказывается на репутации фонда, поэтому работу профилактического пункта специализированно для ТГЛ возобновлять не планируется.
Проблема распространенности ВИЧ-инфекций среди трансгендерных людей ни в Санкт-Петербурге, ни в России в целом не исследована. ВОЗ выделила их в отдельную группу лишь шесть лет назад, а в России эта работа только начинается, рассказывает активистка инициативной группы «Т-Действие», координатор по направлению ВИЧ-профилактики и вопросам сексуального здоровья трансгендерных людей Екатерина Мессорош. Согласно исследованию, проведенному около двух лет назад, количество вновь выявленных случаев среди российских трансгендерных людей составило 4% — что больше среднего уровня. По ее словам, профилактическая и консультационная работа по теме ВИЧ продолжится в рамках «Т-Действия».
Одной из целей пункта профилактики было направление людей с положительными результатами тестирования в Центр СПИД.
Однако, по словам Сергея Дугина, мобильный пункт успел совершить лишь шесть-семь выездов, за которые его успели посетить около 20 человек из целевой группы, поэтому оценить результаты профилактической работы не удастся.
«Ъ» пообщался с завотделом профилактики и медико-социальной работы Центра СПИД Игорем Пискаревым. Статистический учет трансгендерных людей в нем не ведется, в формах учета медицинских организаций в России отдельной категории нет, комментирует эксперт. «При получении медпомощи все граждане РФ имеют равные права и возможности вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе»,— добавляет он.
Господин Пискарев отмечает, что при работе ВИЧ все госучреждения руководствуются «Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 года». В ней определены ключевые и уязвимые группы населения, в отношении которых предусмотрены программы профилактики ВИЧ-инфекции. Трансгендерные люди не включены ни в одну из этих групп. С фондом «Гуманитарное действие» Центр СПИД сотрудничает по программам помощи людям, употребляющим наркотики. В частности, в рамках проекта «Мобильная бригада» — для повышения доступности к первичной медико-санитарной медпомощи тех пациентов, которые в силу состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться в центр за помощью.
По минимальным оценкам, сообщество трансгендерных людей в РФ составляет от 25 тыс. до 28 тыс. человек. Но это лишь те, кому необходима консультация по юридическим или медицинским аспектам трансперехода, а в реальности этот показатель может быть в несколько раз больше, считает госпожа Мессорош.