«Обменяли хулигана на Луиса Корвалана»
Громкие обмены в воспоминаниях их участников
60 лет назад произошел один из самых известных обменов шпионами. На границе между Западным Берлином и ГДР был передан СССР советский разведчик Рудольф Абель, взамен Москва выдала американского летчика Фрэнсиса Пауэрса. Как происходили обмены шпионами и диссидентами, что вспоминали участники тех событий — в подборке «Ъ».
Шпионский мост
Год: 1962
Кто был обменян: советский разведчик Рудольф Абель
На кого обменяли: американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс
Первый громкий обмен произошел 10 февраля 1962 года: советский разведчик-нелегал Рудольф Абель был передан Москве, американская сторона получила летчика Фрэнсиса Пауэрса. Рудольф Абель работал в Северной Америке с 1948 года, в 1957-м был арестован и приговорен к 32 годам лишения свободы. Работавшего на ЦРУ пилота Паэурса сбили во время разведывательного полета над территорией СССР в 1960 году, он был приговорен к десяти годам.
Сам обмен прошел на Глиникском мосту — границе между ГДР и Западным Берлином,— который впоследствии стали называть шпионским. По этим событиям был снят фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост» (2015).
«Мы проехали на автомобиле по безлюдным улицам Западного Берлина, направляясь к мосту Глиникер-брюкке, месту нашей встречи…Окруженный здоровенными охранниками, появился Рудольф Абель, изможденный и выглядевший старше своих лет... На другой стороне моста находился пилот американского самолета У-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс... Когда я дошел до середины Глиникер-брюкке и завершил заранее обговоренную процедуру, можно было наконец сказать, что долгий путь завершен» (из книги «Незнакомцы на мосту» Джеймса Донована, адвоката Рудольфа Абеля).
Мертвый сезон
Год: 1964
Кто был обменян: советский разведчик Конон Молодый
На кого обменяли: британский разведчик Гревилл Винн
22 апреля 1964 года на том же мосту был совершен новый обмен. На родину вернулся советский разведчик-нелегал Конон Молодый (псевдоним — Гордон Лонсдейл), арестованный в Британии в 1960 году и получивший 25 лет тюрьмы. Взамен был выдан британский шпион Гревилл Винн, который был связником сотрудничавшего с западными спецслужбами полковника ГРУ Олега Пеньковского. Обоих арестовали в 1962 году, в мае 1963-го Пеньковский был приговорен к расстрелу, а Винн получил восемь лет.
Незадолго до ареста королева Великобритании Елизавета II пожаловала Молодому грамоту «за большие успехи в развитии предпринимательской деятельности на благо Соединенного Королевства». Разведчик послужил прототипом главного героя фильма «Мертвый сезон» (1968).
«Во дворе тюрьмы меня посадили на заднее сиденье машины, которая покатила прямо к ожидавшему ее самолету военно-транспортной авиации. Мы приземлились на авиабазе Готов в английском секторе Западного Берлина... Миновали западноберлинский КПП, не останавливаясь, въехали в нейтральную зону. Ровно за 30 секунд до назначенного времени на стороне ГДР поднялся шлагбаум. Оттуда выехала автомашина. Из машины вышел человек. Я сразу узнал его — это был мой старый друг и коллега. Он приблизился к "Мерседесу" и улыбнулся. Я тоже улыбнулся в ответ. Мы не сказали друг другу ни слова...» (из книги «Гордон Лонсдейл: моя профессия — разведчик» Конона Молодого).
Хулигана на Корвалана
Год: 1976
Кто был обменян: советский диссидент Владимир Буковский
На кого обменяли: лидер чилийских коммунистов Луис Корвалан
18 декабря 1976 года в швейцарском Цюрихе произошел первый обмен лиц, не причастных к спецслужбам: диссидента Владимира Буковского и его семью поменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана.
Буковский в 1972 году получил семь лет лишения свободы и пять лет ссылки за антисоветскую агитацию и пропаганду. Генсек Коммунистической партии Чили Луис Корвалан был арестован после военного переворота генерала Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года. После обмена в СССР ходила частушка: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана. Где б шпиона отыскать*, чтоб на Брежнева сменять?»
«Сижу в тюрьме. Тут меня просят "на выход с вещами". Ну, думаю, все. Едем, меня сажают в самолет. А охранка Пиночета тогда заключенных в море сбрасывала. Думаю: ага, все понятно. Приземляемся, вокруг — Швейцария. Мне говорят: сейчас тебя отвезем в посольство СССР. Я спокойно понимаю, что сошел с ума» (Луис Корвалан в интервью газете «Аргументы и факты», 2005 год).
*Нецензурная фраза в оригинале замена на близкую по смыслу.
Диссидентов на гэбэшников
Год: 1979
Кто был обменян: советские диссиденты Александр Гинзбург, Эдуард Кузнецов, Марк Дымщиц, Валентин Мороз, Георгий Винс
На кого обменяли: сотрудники КГБ Рудольф Черняев и Вальдик Энгер
27 апреля 1979 года два сотрудника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР, работавшие в ООН Рудольф Черняев и Вальдик Энгер, обменяны в Нью-Йорке на советских диссидентов Александра Гинзбурга, Эдуарда Кузнецова, Марка Дымщица, Валентина Мороза и Георгия Винса.
Разведчиков Черняева и Энгера задержали в мае 1978 года при попытке выемки секретных документов из тайника и приговорили к 50 годам лишения свободы каждого. Двое из пяти диссидентов были осуждены за попытку угона самолета в Швецию в июне 1970 года, остальные — за антисоветскую деятельность.
«Нас привозят в Лефортово…Переодеваемся. Нас хватают, буквально хватают, и — во двор, в машину…И этот кортеж по утренней Москве едет в Шереметьево. Впереди — милиционеры с мигалками, сзади — милиционеры с мигалками. И — прямо на летное поле. Нас выводят, заводят в самолет, ТУ какой-то, на нем изображены олимпийские кольца, поскольку в Москве должна быть Олимпиада. Приходят в самолет представители американского посольства и объявляют, что нас везут в Америку…Но про то, что это обмен,— ни звука. Мы этого ничего не знаем. Все, мы взлетаем! А когда приземлились, и нас посадили в огромные белые кадиллаки, каждого — отдельно, и повезли по очень любопытному городу Нью-Йорку... то я узнал» (Александр Гинзбург в телепрограмме «Совершенно секретно», 1992 год).
Размен по-крупному
Год: 1985
Кто был обменян: польский разведчик Мариан Захарский и трое агентов КГБ
На кого обменяли: 23 гражданина США
12 июня 1985 года состоялся самый крупный обмен шпионами. Глиникский мост перешли в ГДР польский разведчик Мариан Захарский, а также агенты КГБ — немцы Альфред Зее и Алиса Михельсон, поляк Пеню Байчев Костадинов. В обратном же направлении последовали 23 гражданина США, осужденные в Восточной Германии за шпионаж.
Мариан Захарский работал в США с 1977 года. Ему удалось раздобыть секретные документы об истребителях F-15, противотанковых ракетах TOW, ракетах «воздух-воздух» модели Phoenix, зенитных комплексах Patriot. В 1981 году он был разоблачен и приговорен к пожизненному заключению.
«Мы ехали в микроавтобусе. Я слышал, как говорят американцы, и по разговорам чувствовал, что они нервничали. Темно-синий автобус выехал на середину моста и развернулся в сторону запада. Чувство было такое, что сейчас начнется стрельба, а никакой не обмен» (Мариан Захарский в интервью Deutsche Welle, 2011 год).
Лефортовская бечевка
Год: 1986
Кто был обменян: советский правозащитник Натан Щаранский
На кого обменяли: чешские разведчики Карел и Хана Кёхер
В июле 1978 года советского правозащитника Натана Щаранского приговорили к 13 годам за шпионаж на западные страны. 11 февраля 1986 года он был обменян на Глиникском мосту на чешских агентов-нелегалов — Карела Кёхера и его жену Хану, сумевших стать внештатными сотрудниками ЦРУ и арестованных в ноябре 1984 года.
«Мы подъезжаем к мосту Глинике, и я вижу советский флаг. "Как символично! — думаю.— Это же граница ГДР, это рубеж советской империи". На восточной стороне тихо, с западной же доносится какой-то гул. Появляется уже знакомый мне посол в сопровождении нескольких людей и представляет меня одному из них, послу США в Западной Германии. Тот говорит: "Сейчас мы с вами перейдем на другую сторону". Он берет меня за руку, и мы медленно идем по мосту. "Где граница?" — спрашиваю я. "Вон та жирная черта, что перед нами". Я радостно перепрыгиваю через нее, и в этот момент лефортовская бечевка, поддерживающая мои брюки, лопается. Так, подтягивая обеими руками сползающие штаны, я делаю первые шаги в свободном мире» (из книги «Не убоюсь зла» Натана Щаранского).
В галстуке и штиблетах
Год: 1986
Кто был обменян: советский правозащитник Юрий Орлов
На кого обменяли: сотрудник ООН Геннадий Захаров
5 октября 1986 года, накануне встречи глав СССР и США Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике, правозащитник и основатель Московской Хельсинкской группы Юрий Орлов был выдан США. Ранее его приговорили к семи годам колонии и пяти годам ссылки по статье об антисоветской пропаганде. Господина Орлова обменяли на арестованного в Америке сотрудника ООН Геннадия Захарова, не имевшего дипломатического иммунитета и обвиненного в шпионаже.
«В тот же вечер с меня сняли мерки, и утром были готовы отлично сшитые костюм и рубашка. Выдали также галстук и штиблеты, невероятно удобные на ногах. Так что, прожив шестьдесят два года в своей стране, я наконец узнал, как приобрести в ней приличную одежду... Подхватив мой чемодан, чекисты ввели меня в самолет "Аэрофлота" прямо с летного поля. Самолет был пуст. Показали на несколько передних рядов. "Садитесь где-нибудь здесь",— оставили чемодан и исчезли... Два дня меня протаскали через полмира с чертовыми чемоданом и рюкзаком, набитыми ненужным этапным барахлом, чтобы гадал, в тюрьму везут или на новое место ссылки» (из книги «Опасные мысли. Мемуары из русской жизни» Юрия Орлова).
Десять нелегалов
Год: 2010
Кто был обменян: десять российских разведчиков
На кого обменяли: четыре осужденных шпиона, в том числе экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль
В июне 2010 года в США была раскрыта сеть российских разведчиков, арестованы 10 человек. 9 июля того же года в аэропорту Вены произошел обмен заключенными шпионами. В их числе была Анна Чапман, работавшая в штатах под легендой предпринимательницы. После возвращения на родину стала моделью и телеведущей.
Москва в свою очередь выдала уже отбывавших наказание за шпионаж бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, экс-сотрудника СВР Александра Запорожского, ученого Игоря Сутягина и бывшего замглавы службы безопасности телекомпании «НТВ Плюс» Геннадия Василенко.
«Я даже не могла себе одежду купить, когда оказалась в России. Когда меня выслали из Америки, я была просто в тюремной робе… Перед тем как выпустить меня из самолета, мне дали паспорт в конвертике. Это все, что у меня было. Притом что мне было 28 лет и мои вещи порой стоили дорого, одно платье — несколько сотен тысяч рублей. Зато после этой истории у меня нет зависимости от материальных вещей» (Анна Чапман в интервью журналу Forbes, 2015 год).