Ивану Сафронову не дали и трех часов
Дело обвиняемого в госизмене оперативно подготовили для утверждения прокурором и передачи в суд
1-й апелляционный суд общей юрисдикции признал законным продление Мосгорсудом сроков содержания в СИЗО бывшего спецкора “Ъ” и «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. По словам адвокатов, обвиняемый в госизмене журналист заявляет, что ему достаточно всего трех часов, чтобы показать на компьютере, откуда он брал якобы переданную им западным спецслужбам информацию, так как вся она имеется в открытом доступе. Но он такой возможности не имеет, так же, как и его защита, которой не только не дают делать любые выписки из закрытого грифом секретности уголовного дела, но и ограничили в сроках ознакомления с материалами до 11 февраля.
Заседание 1-го апелляционного суда общей юрисдикции началось с некоторым опозданием. Как оказалось, конвой, доставлявший Ивана Сафронова, застрял в пробке по дороге из СИЗО «Лефортово» — якобы из-за проезда некоего важного кортежа. Интересно, что в этот раз фигуранта скандального дела доставили не бойцы спецподразделения ФСБ во главе с одним из следователей — последние вообще не присутствовали,— а обычные полицейские конвойного полка.
При этом само слушание заняло не так много времени.
Адвокаты обвиняемого ФСБ в госизмене (ст. 275 УК РФ) журналиста в апелляционной жалобе настаивали, что решение Мосгорсуда, продлившего по ходатайству следствия срок содержания под стражей до 7 апреля, необоснованно и подлежит отмене. В частности, хотя бы из-за того, что оно было вынесено еще 27 декабря, а одним из основных аргументов представителей СУ ФСБ была необходимость закончить только начатое к тому времени ознакомление с 22 томами и 55 часами аудиозаписей. «Фактически следствие всех ввело в заблуждение, так как вместо трех месяцев на ознакомление нам, учитывая новогодние каникулы, дали всего месяц, через суд ограничив нас по надуманным основаниям в сроках чтения»,— пояснил еще до начала слушания один из адвокатов Ивана Сафронова Дмитрий Катчев, отвечая на вопрос корреспондента “Ъ” о позиции защиты. Он также пояснил, что само ознакомление едва ли можно назвать даже формальным, поскольку, как ранее рассказывал “Ъ”, адвокатам запрещено делать какие-то выписки даже несекретных данных из уголовного дела и прослушек, а все факты и детали предлагается просто запоминать. «Сложно сказать, сколько мы успели изучить, может быть, половину из 10 тыс. листов, может быть, меньше, а об аудиозаписях и говорить не приходится, только приступили, причем нам дают расшифровки переговоров, сделанные ФСБ, а надо бы их сравнивать с оригиналами»,— пояснил защитник, с горечью отметив, что сравнение — это «мартышкин труд», но в данном случае каждое неправильно интерпретированное слово «подобно крупице золота».
Между тем в судебном заседании, по словам адвокатов, самым ярким оказалось выступление самого Ивана Сафронова.
Обвиняемый считает, что ему довольно трех часов и ноутбука, чтобы доказать — все данные об обороноспособности России, которые он якобы передал западным спецслужбам, составляющие основу его обвинения в предательстве Родины, на самом деле являются «секретом Полишинеля», так как имеются в открытом доступе в интернете. Однако, по его словам, такой возможности у него нет, как и вообще возможности защищаться.
Господин Сафронов считает, что суды якобы слепо верят следствию и поддерживающей его во всем прокуратуре.
На судью Виктора Рогова, который, кстати, был судьей-докладчиком на предыдущем обжаловании сроков ареста Ивана Сафронова, подобные доводы впечатления не произвели, во всяком случае, он признал арест законным. Мотивировку решения фигурант дела о госизмене и его представители услышать не смогли, поскольку на ее оглашение допустили представителей СМИ, и была провозглашена только «несекретная» резолютивная часть.
Адвокаты Ивана Сафронова отмечают, что заседание на Верейской улице, судя по всему, стало последним выездом их подзащитного из стен «Лефортово» до начала судебного процесса. Уже в пятницу защитники, согласно графику, должны прибыть в СУ ФСБ для продолжения ознакомления с материалами дела. Между тем это 11 февраля — крайний для них срок чтения.
«Мы исходим из того, что 11 февраля тоже день для изучения, но опасаемся, что нам сразу предложат подписать протокол об окончании»,— пояснил “Ъ” адвокат Дмитрий Талантов.
По его словам, заранее он с коллегами подготовил довольно обширное ходатайство следователю о предоставлении дополнительного времени, возможности делать копии и т. д. Хотя даже возможность его вручить вызывает сомнения, так как брать какие-либо вещи, а тем более бумаги с собой внутрь помещения СУ ФСБ категорически запрещается.
«Фактически нам предлагают проходить в кабинет следователя, фигурально выражаясь, только в трусах и только с ручкой в руках, с тем чтобы делать пометки при надобности в секретной тетради, которая хранится у него в сейфе»,— возмущаются представители защиты.
По их словам, любая попытка сделать заметку на клочке бумаги жестко пресекается следователями, которые его отбирают и внимательно изучают. Ранее они прикрепляли такой листок скрепкой к «секретной тетради», но в последнее время с непонятной целью приобщают к материалам уголовного дела.
«Вот так ФСБ понимает принцип адвокатской тайны»,— говорят защитники.
Невозможность в таком случае подать в пятницу ходатайство адвокаты хотели сразу же обжаловать через приемную ФСБ на Лубянке, однако это также сделать вряд ли получится, так как из-за ограничений по коронавирусу обращения в спецслужбу пока принимаются только дистанционно. Тем не менее адвокаты заверяют, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, приложат все силы и возможности для защиты Ивана Сафронова. По их предположениям, в ближайшие дни материалы уголовного дела направят в Генпрокуратуру, которая, как ожидается, оперативно утвердит обвинительное заключение, после чего его направят для рассмотрения по существу тройкой судей в Мосгорсуд, которому подсудны «секретные» дела.