Их ответ Кубертену
Как женщины добивались равных олимпийских прав с мужчинами
В нынешнем году исполняется 100 лет со дня проведения первых Женских Олимпийских игр в Париже. Отдельные женские Олимпиады стали ответом Международному олимпийскому комитету, не желавшему допускать спортсменок на олимпийские соревнования по многим видам спорта, в первую очередь по легкой атлетике.
Алиса против барона
Первой женской Олимпиадой часто считают соревнования, официальное название которых можно примерно перевести как «I Международная демонстрация достижений женской физкультуры и спорта». Они прошли с 24 по 31 марта 1921 года в Монте-Карло на стенде для стрельбы по глиняным голубям в саду казино.
Около 100 участниц из пяти стран (Великобритания, Италия, Норвегия, Франция, Швейцария) состязались в легкоатлетических дисциплинах (бег на 60, 250 и 800 метров, эстафета 4х75 и 4х175 метров, бег с барьерами на 65 метров, прыжки в длину и в высоту, метание копья и толкание ядра). Также прошли показательные выступления по баскетболу, пушболу, художественной и ритмической гимнастике.
Более половины участниц соревнований представляли Францию. Основная борьба развернулась между английскими и французскими спортсменками, поделившими между собой большую часть медалей.
Аналогичные соревнования в Монте-Карло проводились также в 1922 и 1923 годах.
Организатором Игр в Монте-Карло была француженка Алиса Мийо, спортсменка, глава Федерации женских спортивных обществ Франции. В 1919 году она обратилась в Международную федерацию любительского спорта (IAAF) с просьбой включить соревнования женщин по легкой атлетике в программу летних Олимпийских игр в Париже 1924 года, но получила отказ.
«Олимпиада с участием женщин — это нецелесообразно, неинтересно, неэстетично и… неуместно» — такова была позиция барона Пьера де Кубертена, основателя современных Олимпийских игр.
Барон одобрял занятия женщин спортом, но только в оздоровительных целях и в домашней обстановке. В 1908 году его возмутило «непристойное зрелище» — то, в каких позах английские женщины съезжают с горы на санках.
Также его шокировал тот факт, что в результате интенсивных физических упражнений женщины потеют .
Биография Алисы Мийо
Алиса Жозефина Мари Мильон родилась в Нанте (Франция) 5 мая 1884 года. В 20 лет она уехала в Великобританию, где вышла замуж за земляка Жозефа Мийо. У супругов не было детей. В 1908 году Алиса овдовела. После смерти мужа она много путешествовала по миру, учила иностранные языки. После начала Первой мировой войны вернулась во Францию.
В Великобритании она начала заниматься академической греблей, также увлекалась плаванием и хоккеем на траве. Вскоре после возвращения на родину она заняла пост президента женского спортивного общества Femina Sport, основанного в 1912 году. В 1917-м Femina Sport организовало первый женский чемпионат Франции по легкой атлетике. В том же году Алиса Мийо вместе с другими представительницами общества основала Федерацию женских спортивных обществ Франции. В этой структуре она сначала занимала должность казначея, а в марте 1919-го была избрана президентом.
В октябре 1921 года Алиса Мийо создала и возглавила Международную женскую спортивную федерацию.
На Олимпийских играх в Амстердаме в 1928-м Мийо была единственной женщиной в составе жюри.
В 1936 году после самороспуска Международной федерации женского спорта Мийо завершила свою общественную деятельность. Она скончалась в Париже 19 мая 1957 года.
В Париже, Нанте, Бордо и городе Сент-Люс-сюр-Луар в ее честь названы улицы и спортивные залы. В 2016-м во Франции был создан Фонд Алисы Мийо, цель которого развитие женского спорта в стране и Европе. 8 марта 2021 года в штаб-квартире Олимпийского комитета Франции был открыт памятник Алисе Мийо.
Против активного участия женщин в спорте выступало и руководство IAAF.
На первые «мужские» Олимпиады женщин допускали к участию в соревнованиях лишь в нескольких видах спорта. На Олимпийских играх в Афинах в 1896 году не было ни одной спортсменки. На Олимпиаде 1900 года в Париже выступали 975 спортсменов и 22 спортсменки.
Женщины участвовали в соревнованиях по теннису, конному и парусному спорту, крокету и гольфу. В 1904-м женщинам разрешили стрелять из лука. На Играх 1908 года женщины могли соревноваться в стрельбе из лука, теннисе и фигурном катании. В 1912-м — в плавании, прыжках воду и теннисе. В 1920 году в программу женских состязаний вернули стрельбу из лука. В 1924-м женскую стрельбу из лука исключили, но добавили фехтование. У Международного олимпийского комитета (МОК) не было возражений против участия женщин в конкурсах по различным видам литературы и искусства, входивших в олимпийскую программу с 1912 по 1948 год. Но легкая атлетика была исключительно мужской территорией.
Спорт против материнства
Позицию «мужских» спортивных организаций, не желающих допускать женщин в большой спорт, разделяли и некоторые представители науки.
В апреле 1922 года, вскоре после уже вторых женских соревнований в Монте-Карло, в английской и американской прессе появилась статья под заголовком «Спорт угрожает материнству. Британские ученые опасаются за будущих женщин».
В ней говорилось о возможной угрозе того, что чрезмерное увлечение женщин спортом может сделать их неспособными к деторождению. Сообщалось о формировании специальной комиссии, которая должна была проверить, являются ли спорт и материнство взаимоисключающими явлениями. В состав комиссии вошли представители Британской медицинской ассоциации, Королевской коллегии врачей, Королевской коллегии хирургов Англии, британской Федерации женщин-врачей и ряда ведущих организаций в сфере образования.
В статье приводились слова секретаря Коллегии преподавателей Джорджа Чалмерса: «Английские женщины придут прямым путем к исчезновению как пол, если не будут проведены быстрые и фундаментальные изменения в системе занятий современных девушек физической культурой.
Все большее число мужчин и женщин — медиков, биологов, учителей — приходит к заключению, что примерно через поколение женский пол перестанет существовать, если продолжится современный мужской подход к физкультурным тренировкам.
Многие виднейшие представители медицинской профессии утверждают, что усердные занятия спортом наносят ущерб функции материнства… Некоторые биологи указывают, что в организме женщины есть как мужские, так и женские элементы и что в результате нынешней системы спортивных тренировок развивается только его мужская часть, последствия чего мы скоро увидим — с появлением человеческих существ, не являющихся ни мужчинами, ни женщинами».
Париж-1922
Организованные Алисой Мийо в 1921 году соревнования в Монте-Карло должны были показать всему миру, в том числе руководству международных спортивных организаций, что женщины способны состязаться в легкоатлетических дисциплинах не хуже мужчин.
Очередная просьба о допуске женщин-легкоатлеток на Олимпиаду в Париже, поданная Алисой Мийо, снова была отклонена.
Получив очередной отказ в допуске женщин-легкоатлеток на Олимпиаду в Париже в 1924 году, в октябре 1921-го Алиса Мийо создала Международную женскую спортивную федерацию (Federation Sportive Feminine Internationale, FSFI) и заняла пост ее президента.
20 августа 1922 года на стадионе «Персен» в Париже прошли организованные FSFI Женские Олимпийские игры. Таким было их официальное название.
Игры открылись торжественной церемонией, аналогичной церемонии открытия «мужских» Олимпиад. По стадиону прошли 77 участниц, представляющих Великобританию, Соединенные Штаты, Францию, Чехословакию, Швейцарию (всех пяти стран, входивших в то время в FSFI). В составе сборной США были две участницы, представлявшие Зону Панамского канала (территорию, находившуюся под управлением США).
Спортсменки сборной США получили номера от 1 до 15, Великобритании — от 16 до 28, Чехословакии — от 29 до 38, Швейцарии — от 39 до 45, Франции — от 46 до 77. Все спортсменки из французской сборной имели право участвовать только в одном виде соревнований, тогда как представительницы других стран могли участвовать в двух, трех, а иногда и четырех видах.
В некоторых газетах, вероятно, ошибочно сообщалось об участии в Играх бельгийских спортсменок.
Участницы Женских Олимпийских игр соревновались в беге на 60 метров, 100 ярдов, 300 и 1000 метров, беге с барьерами на 100 ярдов, эстафете 4х110 ярдов, прыжках в высоту, прыжках в длину с разбега и с места, метании копья и толкании ядра. В двух последних броски выполнялись правой и левой рукой, учитывался общий результат.
К большому разочарованию американской команды, в программе не было состязаний по тройному прыжку, баскетболу и бросанию бейсбольного мяча, в которых представители США могли рассчитывать на победу. Американки приняли решение провести показательные выступления по этим дисциплинам.
За соревнованиями наблюдали 20 тыс. зрителей. Огромный интерес к женской Олимпиаде проявила пресса стран-участниц, особенно американская.
Фотографии спортсменок, отправляющихся за океан, стали появляться в американских газетах еще в июле 1922 года. 1 августа сборная отплыла из Нью-Йорка на корабле Aquitania. Газеты сообщали, что главный тренер сборной Гарри Стюарт заранее договорился о том, чтобы на корабле оборудовали ямы с песком для прыжков и дорожки для бега и бега с барьерами для ежедневных тренировок. В путешествии в Европу команду сопровождал живой талисман — немецкая овчарка Принц.
8 августа американские спортсменки прибыли в Париж, но из-за дождя не смогли сразу же приступить к тренировкам. Так что они отправились знакомиться с достопримечательностями французской столицы. На улицах они привлекали к себе много внимания — почти у всех американок была прическа каре, только начинавшая входить в моду на европейском континенте.
Газета The New York Times сообщала, что американская сборная поселилась в отеле Little, где их посетили «видные представители спортивного мира Франции». В фойе отеля спортсменкам предложили шампанское и тосты, но соблюдавшие спортивный режим девушки сделали лишь по маленькому глоточку. В честь американок был дан прием в редакции газеты Le Journal, на котором Гарри Стюарт следил за тем, чтобы спортсменки не налегали на наиболее сытные блюда французской кухни.
Распорядок дня сборной до начала Игр был построен так. Утром — тренировки, после обеда — прогулки по городу и шопинг. Ровно в 22:00 — отбой. В порядке исключения предполагались один или два похода в театр, где представление могло закончиться позже.
По версии корреспондента газеты Chicago Tribune, спортсменки должны были ложиться спать даже раньше — в 21:00. Кэтрин Агар, установившая во время отбора в сборную мировой рекорд по метанию копья, жаловалась журналисту: «Мы думаем, что девять часов — слишком рано. Мы бы сбежали, если бы за нами так пристально не следили компаньонки».
Из-за неразберихи в спортивной статистике тех лет сложно разобраться, сколько мировых рекордов было установлено спортсменками в Париже 20 августа 1922 года. В разных источниках приводятся цифры от 10 до 18. В некоторых источниках рекорд приписывается спортсменке, не получившей в соответствующем виде программы даже бронзу. Часть рекордов была установлена не в тех видах соревнований, в которых разыгрывались медали.
Мировые рекорды Женских Олимпийских игр 1922 года
- Бег на 50 метров — Мари Мейзликова II (у нее была полная тезка на год старше), сборная Чехословакии
- Бег на 60 метров — Мари Мейзликова II, Чехословакия, 7,6 сек.
- Бег на 80 метров — Мари Мейзликова II, Чехословакия, 10 сек.
- Бег на 100 метров — Мэри Лайнс, Великобритания, 12,8 сек.
- Бег на 100 ярдов — Мари Мейзликова II, 11,25 сек.
- Бег на 200 метров — Элис Каст, Великобритания, 27,8 сек.
- Бег на 220 ярдов — Элис Каст, Великобритания, 28 сек.
- Бег на 250 метров — Элис Каст, Великобритания, 35,8 сек.
- Бег на 500 метров — Жоржетта Ленуар, Франция, 1 мин. 29,2 сек.
- Бег на 800 метров — Жоржетта Ленуар, Франция, 2 мин. 30,4 сек.
- Бег на 880 ярдов — Жоржетта Ленуар, Франция, 2 мин. 31,2 сек.
- Бег на 1000 метров — Люси Бреар, Франция, 3 мин. 12 сек.
- Бег с барьерами на 100 ярдов — Флорида Бэтсон, США, 14,4 сек.
- Эстафета 4х110 ярдов — сборная Великобритании, 51,8 сек.
- Толкание ядра (результат, показанный одной рукой) — Люсиль Годболд, США, 11,27 м.
- Толкание ядра (две руки, суммарный результат) — Люсиль Годболд, США, 20,32 м.
Источники: Reuters, «12th IAAF World Championships In Athletics: IAAF Statistics Handbook. Berlin 2009».
После завершения Женских Олимпийских игр американская сборная опротестовала результат соревнований в эстафете, обвинив спортсменок из Чехословакии в том, что те помешали американкам. Протест был удовлетворен, и сборная США переместилась в эстафете с четвертого на третье место. В результате в командном зачете победила Великобритания (50 очков), второе место заняли США (31 очко), третье — Франция (29 очков), четвертое — Чехословакия (12 очков), пятое — Швейцария (6 очков).
«Ожидается, что нынешние соревнования приведут к тому, что международные Женские Олимпийские игры будут иметь тот же масштаб, что и существующие Олимпиады»,— прогнозировал корреспондент The New York Times по завершении Игр.
Всемирные женские неолимпийские
Проведение Женских Олимпийских игр в Париже и особенно их название вызвали возмущение МОК и IAAF. Международную женскую спортивную федерацию обвинили в плагиате. Руководители «мужских» спортивных ассоциаций были уверены, что могут существовать только одни Олимпийские игры и женщинам-легкоатлеткам на них не место. Спортивные функционеры утверждали, что женские соревнования не могут считаться «олимпийскими» хотя бы потому, что они не являются подлинно международными и проводятся не раз в четыре года.
4 августа 1924 года в Лондоне состоялись Женские международные и британские игры, получившие неофициальное название «Женская Олимпиада 1924 года».
Организаторами выступили FSFI, созданная в 1922 году английская Женская любительская атлетическая ассоциация и редакции газет News of the World, Sporting Life и Daily Mirror. В Лондон приехали команды из восьми стран. По числу зрителей лондонская «Олимпиада» превзошла парижскую — 25 тыс. человек. Год спустя состязания прошли под новым названием — «Приз Daily Mirror» — и больше не проводились.
А в это время в Советской России
На летние Олимпийские игры 1920 года в Антверпене Главное управление Всевобуча хотело послать восемь советских спортсменов. На Олимпиаду 1924 года в Париже также была подана заявка от Советского Союза. Обе заявки были отклонены — Запад не признавал сам факт существования советского государства.
На I Летнюю Рабочую Олимпиаду, состоявшуюся в 1925 году во Франкфурте-на-Майне, советская делегация тоже допущена не была. И снова по политическим причинам. Соревнования были организованы социал-демократическим Люцернским спортивным интернационалом, а советские спортивные организации входили в созданный в Москве коммунистический Красный спортивный интернационал.
При этом слово «олимпиада» в названии спортивных соревнований было в СССР очень популярно. Особенно много было шахматных олимпиад, но проводились также олимпиады армейские, морские, губернские, городские. С учетом того что в первые годы советской власти в стране было самое передовое в мире законодательство в вопросах прав женщин, о недопуске спортсменок к каким-либо соревнованиям не могло быть и речи.
В 1923 году МОК занялся обсуждением вопроса о женском спорте. Было решено, что спортсменки могут выступать на Олимпийских играх в составе сборных своих стран, если за женский спорт будет отвечать «мужская» международная федерация по соответствующему виду спорта. Поскольку за международные женские соревнования по легкой атлетике отвечала FSFI, в 1924 году IAAF начала переговоры с ней о включении в свой состав.
Переговорный процесс растянулся на два года. В результате было принято решение, что женские международные соревнования больше не будут называться олимпийскими играми. Они стали Всемирными женскими играми.
Вторые Всемирные женские игры прошли 27–29 августа 1926 года в Гётеборге (Швеция). От 80 до 100 участниц (разные источники приводят разные данные) представляли уже не пять, а девять стран: Бельгию, Великобританию, Латвию, Польшу, Францию, Чехословакию, Швецию, Швейцарию и Японию.
FSFI также пыталась добиться полноценного включения женских соревнований по легкой атлетике в программу летних Олимпийских игр в Амстердаме 1928 года. Но на конгрессе IAAF эта идея вызвала у ряда руководителей федерации такую ярость, что в итоге было решено включить в олимпийскую программу соревнования легкоатлеток лишь в пяти дисциплинах «в виде эксперимента». Мужчины-легкоатлеты должны были соревноваться в 22 дисциплинах. В руководстве FSFI произошел раскол. Алиса Мийо считала, что этого недостаточно, и пыталась добиться включения в олимпийскую программу большего числа дисциплин для женщин. С ней были солидарны представители Великобритании. Женская сборная этой страны, считавшаяся фаворитом соревнований, бойкотировала амстердамскую Олимпиаду. Но при голосовании в FSFI подавляющим большинством голосов предложение об «эксперименте» было принято.
В 1930 году в Праге прошли третьи Всемирные женские игры. Команды из 17 стран приняли участие в соревнованиях по 12 легкоатлетическим дисциплинам. На Олимпиаде 1932 года в Лос-Анджелесе женщин допустили только к одному виду программы — бегу на 100 метров. В программу Всемирных женских игр 1934 года в Лондоне добавилась новая дисциплина — пятиборье, а число стран-участниц выросло до 19.
Успехи женского спорта вдохновили Алису Мийо на то, чтобы предъявить МОК ультиматум: или женщины участвуют в берлинской Олимпиаде 1936 года без ограничений по числу дисциплин, или не участвуют вовсе.
В переговорах МОК с FSFI посредником выступила Международная федерация любительского спорта. Был достигнут компромисс. На Олимпиаде 1936 года женщинам было выделено девять дисциплин (в том числе шесть легкоатлетических). IAAF признала все спортивные рекорды, установленные под эгидой FSFI. Вместо запланированных на 1938 год новых Всемирных женских игр спортсменкам было предложено принять участие в чемпионате Европы по легкой атлетике . После принятия решения об участии женщин в Олимпиаде 1936 года Международная женская спортивная федерация прекратила свое существование. Но до полного равенства женщин с мужчинами в большом спорте было еще далеко.