«Единая Россия» ищет друзей
Партии нужны 30 миллионов верных сторонников
Одной из главных задач «Единой России» (ЕР) при подготовке к президентским выборам станет аудит и обновление ее мобилизационной базы. По словам источников “Ъ”, к 2024 году в базе должно быть 30 млн реальных сторонников партии и президента Владимира Путина. Сейчас в ней около 25 млн человек, но только 40% из них по-настоящему лояльны власти, поэтому сначала ЕР будет «чистить» базу, а потом заново ее наращивать. Из оппозиционных думских партий готовиться к президентским выборам уже начали в КПРФ: там обсуждают возможных партийных кандидатов на случай, если Геннадий Зюганов снова откажется от участия в кампании.
Единороссы приступили к масштабному обновлению своей мобилизационной базы, рассказали “Ъ” два источника, близких к администрации президента (АП), и собеседник, близкий к руководству ЕР. По их словам, к концу 2023 года база должна содержать 30 млн россиян, и все они должны быть реальными сторонниками партии и Владимира Путина. Сейчас в ней 25 млн человек, но по-настоящему лояльны власти порядка 40% из них.
К такому выводу партийцы пришли по итогам аудита, проведенного под руководством нового главы центрального исполкома ЕР Александра Сидякина, говорит источник в партии. «Там есть не то что не наши сторонники, а даже поддерживающие оппозицию»,— поясняет собеседник “Ъ”. По его словам, проверка проходила в том числе путем анализа цифровых профилей: «Если мы видим, что человек лайкает посты Алексея Венедиктова (главред "Эха Москвы".— “Ъ”), то это вряд ли наш сторонник».
Источник “Ъ” считает, что уровень подтвержденной лояльности обновленной базы должен составлять 90%, а на выборы должны прийти как минимум 90% лоялистов. Напомним, что на думских выборах 2021 года ЕР получила 28 млн голосов, а Владимир Путин на президентских выборах-2018 — 58,4 млн.
Проблемы с базой, по словам собеседников “Ъ”, проявились в ходе думской кампании-2021. Из-за них партийцы фактически не смогли реализовать «точечную мобилизацию», когда прийти на выборы агитируют только своих сторонников.
«Вместо этого была проведена тотальная мобилизация, когда мобилизовывались все подряд»,— говорит источник “Ъ”, близкий к АП. Например, по мобилизационной базе должна строиться таргетированная агитация, поясняет собеседник “Ъ” в ЕР, ведь одна и та же информация может побудить сторонника прийти на выборы, а нелояльного избирателя — проголосовать против власти.
Недостатки нынешней базы не означают, что она плохо составлялась. Порой в нее заносились сотрудники предприятий, которых мобилизовывали на выборы их начальники, но основная проблема в том, что база регулярно не обновлялась, поясняет источник, близкий к руководству ЕР: «У людей меняются политические взгляды. Сегодняшний сторонник ЕР завтра может поменять свои политические предпочтения». По его словам, сейчас руководство ЕР объявило для регионов «мобилизационную амнистию»: партийцы сами должны начать «чистку» базы, причем санкции за серьезное снижение числа сторонников им не грозят. А уже затем будет поставлена задача по наращиванию базы.
Для ее заполнения нужно прежде всего работать с людьми, которых уже затронули партийные проекты, говорит источник, близкий к руководству ЕР. Это, например, пенсионеры, которым партийные волонтеры помогли во время пандемии, и члены их семей. А Александр Сидякин на недавнем заседании программной комиссии ЕР призывал больше взаимодействовать с гражданами при строительстве социальных объектов — вплоть до обсуждения с ними цвета стен. «Фактически мы будем пополнять базу из тех людей, которые видят конкретный результат работы партии. Это сейчас общий принцип работы: сопровождение всех инициатив не просто до конкретного решения, а до реального результата, в постоянной коммуникации с избирателями»,— поясняет источник.
Кроме того, по словам собеседников “Ъ”, на осенних региональных выборах ЕР протестирует разные варианты «точечной мобилизации»: через первичные отделения, одномандатные округа, партийные проекты. Полигоном для этого станут выборы в парламенты Сахалина, Удмуртии и Краснодарского края, а также в горсовет Омска.
В ЕР “Ъ” подтвердили обновление агитационно-мобилизационной базы, но не стали комментировать подробности: «Работа идет, но это внутрипартийный рабочий процесс».
К президентским выборам готовится не только ЕР. Как сообщил “Ъ” секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, коммунисты сейчас проводят внутреннюю дискуссию о потенциальных кандидатах на случай, если Геннадий Зюганов, как и в 2018 году, откажется выставлять свою кандидатуру. Недавно партия проводила семинар на эту тему. Самым медийно раскрученным господин Обухов считает главу подмосковного «Совхоза им. Ленина» Павла Грудинина, кандидата в президенты-2018. Также в шорт-листе зампред ЦК Дмитрий Новиков, дважды выдвигавшийся от КПРФ в спикеры Госдумы, первый зампред ЦК Юрий Афонин, орловский губернатор Андрей Клычков. Среди других возможных кандидатов — депутаты Госдумы Алексей Куринный, Олег Михайлов, Николай Коломейцев и Леонид Калашников, а также депутат саратовской облдумы Николай Бондаренко.
В «Справедливой России — За правду» и ЛДПР “Ъ” сообщили, что подготовку к выборам президента пока не ведут, но в ЛДПР отметили, что «всегда к ним готовы».
По мнению политолога Константина Калачева, ранее работавшего в ЕР, у партии при всей ее массовости есть проблемы коммуникации с активом: «Меня в начале 2000-х из партии исключили. Потом уже в Москве восстановили. До сих пор не знаю, член я ЕР или нет. Партия о себе не напоминает». Показатель в 30 млн человек эксперт считает реальным лишь для административной, а не партийно-политической мобилизации, но согласен, что партии есть куда расти. В частности, он предлагает ей обратить внимание на опыт итальянских «Пяти звезд»: «Можно коммуницировать с людьми через интернет-платформы, принимать какие-то решения по итогам голосования. Можно выстроить одноканальную систему, когда тебе на почту приходят новости от партии».
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, работавший с ЕР на думских выборах-2021, считает заявленный подход к формированию базы оправданным: «Вопрос в том, чтобы оценить ее потенциальную емкость и определить критерии адекватной оценки настроений граждан, которые могут быть классифицированы как сторонники». Далеко не у всех людей, затронутых партпроектами, остается позитивное впечатление о партии, поясняет эксперт: «Это естественное явление. Любая инициатива в той же сфере благоустройства вызывает у кого-то позитивный отклик, а у кого-то негативный. Поэтому здесь очень важна работа с отдельными группами». Цифру в 30 млн сторонников господин Костин считает потенциально достижимой. «Но нужно, чтобы все социальные инициативы сопровождали региональные хедлайнеры партии — губернаторы, являющиеся секретарями партийных отделений, и председатели заксобраний. Именно они могут объяснять избирателю, как партия связана с тем, что их жизнь улучшилась в результате тех или иных действий и решений власти»,— резюмирует эксперт.