Леди «ноу»
Главы МИД России и Британии встретились, но так и не услышали друг друга
Разговор немого с глухим — так глава МИД РФ Сергей Лавров охарактеризовал прошедшие в четверг переговоры с его британской коллегой Лиз Трасс. Будучи в Москве, она так рьяно отстаивала суверенитет Украины, что по ошибке причислила к ее территориям Воронежскую и Ростовскую области. Ни о чем значимом в результате стороны договориться не смогли. Не добавили позитива ни новые шаги Лондона, расширяющие возможности для наказания России при помощи санкций, ни заявления премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Посетив штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, он предупредил: из-за действий Москвы в ближайшее время может произойти «что-то по-настоящему ужасное».
Визит в российскую столицу Лиз Трасс начала с посещения МГУ. На встрече с ректором Виктором Садовничим она расспрашивала его о методиках преподавания в стране математики. «Результаты, представленные вами, впечатляют»,— не скрывала восхищения госпожа министр. Виктор Садовничий же, заметив интерес, решил помочь иностранной гостье углубить математические знания и подарил книгу собственного авторства «Функциональный анализ». Затем дипломат возложила цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.
Ваш браузер не поддерживает видео
Сразу после этого последовала «неприятная» часть первого за 4,5 года визита главы МИД Британии в РФ — переговоры с Сергеем Лавровым. В последний раз, еще до «дела Скрипалей», Москву в этой должности посетил нынешний британский премьер Борис Джонсон. Хотя отношения между странами были натянутыми и тогда — в том числе из-за Украины, его переговоры в российском МИДе проходили в позитивном ключе. Называя себя «убежденным русофилом», Борис Джонсон много шутил и крепко пожимал руку своему коллеге.
В этот раз атмосферу едва ли можно было назвать благоприятной. На пресс-конференции Сергей Лавров признал: «Отношения России с Великобританией, мягко говоря, оставляют желать лучшего и, наверное, находятся на самой низкой отметке за многие-многие годы». Саму беседу, главными темами которой стали Украина и в целом безопасность в Европе, тоже, похоже, нельзя было назвать конструктивной. «Разговор немого с глухим у нас получается, вроде бы слушаем, но не слышим»,— подчеркнул глава МИД РФ. Его британская коллега парировала: «Я не была немой в нашем разговоре, я четко проговорила позицию Великобритании, также я слушала министра Лаврова».
Ваш браузер не поддерживает видео
Свои цели в Москве Лиз Трасс не скрывала. Наоборот, она выпустила целую серию сообщений в Twitter о том, что будет настаивать, чтобы российские власти отвели войска от границы с Украиной. В четверг — в российский День дипломатического работника — она вновь призвала Москву встать «на путь дипломатии» и «отказаться от риторики холодной войны».
Не забывала министр напомнить и о последствиях эскалации: «Если бы случилось вторжение России на Украину, украинцы стали бы бороться. Это был бы длинный, затяжной конфликт. Союзники Украины ввели бы жесткие санкции против отдельных институтов и личностей»,— сказала она в четверг. И привела, пожалуй, самый убедительный аргумент: «Мы должны также четко дать понять, что "Северный поток-2" не заработает». Правда, министр не упомянула, согласована ли эта мера с Берлином.
«Российские войска на российской территории — это главная озабоченность Лондона»,— возмутился на пресс-конференции Сергей Лавров, дав понять, что на Украину никто нападать не собирается. Аргумент о том, что военные находятся на территории своей страны, как рассказали “Ъ” два диписточника, министр Лавров использовал и в ходе закрытой части переговоров.
«Вы же признаете суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями?» — уточнил господин Лавров на всякий случай. «Великобритания никогда не признает суверенитета России над этими регионами»,— после короткой паузы ответила госпожа Трасс.
Вмешаться в ситуацию пришлось послу Великобритании Деборе Боннерт, которая деликатно объяснила министру, что речь, действительно, идет о российских регионах. «В ходе встречи мне показалось, что министр Лавров говорит о части Украины»,— прокомментировала позднее в интервью РБК неловкую ситуацию Лиз Трасс.
В целом по теме гарантий безопасности в Европе, как дал понять министр Лавров, стороны не нашли «какие-то точки соприкосновения». С тем же результатом прошла беседа о Минских соглашениях по Донбассу. «Рассказали о том, какие шаги мы предпринимаем для того, чтобы убедить тех, кто имеет влияние на киевский режим, заставить Зеленского (президента Украины Владимира Зеленского.— “Ъ”) и его правительство выполнять обязательства»,— сообщил глава российского МИДа, добавив, что Лондон и Москва по-разному трактуют соглашения.
Лиз Трасс же настаивала: прогресса добиться можно, но Россия должна сделать первый шаг — «отвести тяжелые вооружения из региона». В ответ Сергей Лавров парировал: «Сегодня госпожа министр, когда я эту тему затронул, сказала: "Да, надо, конечно, посмотреть на последовательность шагов". Что имеется в виду? Что берется только выгодный для киевского режима пункт — о возобновлении контроля над границей… А всего остального Киев делать не хочет».
Отметим, что переговоры в МИДе проходили на фоне целого ряда инициатив Лондона, которые Москве никак не могут нравиться. Среди них — подготовка Британией законопроекта, который позволит вводить в отношении РФ более широкий спектр санкций. Соответствующая законодательная база понадобится в случае «агрессии в отношении Украины». Ранее Лондон мог вводить санкции непосредственно против тех, кто причастен к деятельности по дестабилизации ситуации в республике. Теперь же, как ранее отмечала Лиз Трасс, российской стороне «негде будет спрятаться»: ограничения могут коснуться любого лица или компании, «представляющей интерес для Кремля». В четверг замглавы британского МИДа Джеймс Клеверли объявил (цитата по Reuters): «Я подписал законопроект, который, как мы рассчитываем, вступит в силу во второй половине сегодняшнего дня». Он добавил, что сделал это, пока Лиз Трасс «оказывает дипломатическое давление» на Россию.
Помимо этого, ранее госпожа Трасс заявила, что к концу года правительство вернется к рассмотрению законопроекта об экономических преступлениях, цель которого — борьба с отмыванием денег в Британии. Едва ли не в первую очередь — со стороны состоятельных россиян.
В целом представители правительства Соединенного Королевства не устают повторять, что находятся «в авангарде усилий по обузданию враждебности России по отношению к своим соседям».
Пытаясь соответствовать этому статусу, Борис Джонсон в четверг посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, а после Варшаву. На пресс-конференции с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом он не скупился на предупреждения о том, что Европа переживает «самый опасный момент» в «острейшем кризисе безопасности» за последние десятилетия. Выразив сомнение в том, что РФ уже приняла решение о нападении на Украину, он добавил: «Это не отрицает возможность того, что что-то по-настоящему ужасное произойдет скоро».
Господин Джонсон объявил и о конкретных шагах по поддержке Украины. «В Польше мы добавляем еще 350 военнослужащих из 45-го батальона специального назначения. Мы осуществляем воздушную охрану в Румынии, увеличиваем количество истребителей Typhoon, которые развертываем с Кипра, и отправляем корабли в Восточное Средиземноморье и Черное море»,— перечислил он. А министр обороны Британии Бен Уоллес рассказал BBC: в случае дальнейшей эскалации Лондон будет готов отправить в страны региона, расположенные по соседству с Украиной, 1 тыс. солдат — «не для боевых действий, а для обеспечения устойчивости и гарантий партнеров по НАТО».
В пятницу Бен Уоллес посетит Москву, где проведет переговоры со своим российским коллегой Сергеем Шойгу. Но, судя по всему, тон беседы и ее итоги будут немногим отличаться от того, что происходило в четверг в Доме приемов МИД РФ.