Магазины скупают торговлю
Доля ста крупнейших сетей превысила 50% рынка
Консолидация рынка розничной торговли в России усиливается. По оценкам Infoline, в 2021 году доля ста крупнейших торговых сетей превысила 50%, а на десятку ключевых игроков пришлось почти 38% рынка. Но уровень концентрации российского рынка еще далек от развитых стран, и эксперты прогнозируют новые М&A и экспансию федеральных игроков в регионы.
Сто крупнейших розничных сетей в 2021 году обеспечили 50,6% рынка товаров повседневного спроса (FMCG), говорится в материалах Infoline. Годом ранее их доля была 48,3%. Доля десяти ключевых игроков за 2021 год выросла с 36,5% до 37,7%. В Infoline отмечают, что в сравнении с другими странами российский рынок все еще сильно фрагментирован. Так, пять крупнейших сетей в России занимают 32% рынка, тогда как в США — 47%, а в Германии — 73%.
Как следует из данных Infoline, заметнее всего — с 8,7% до 9,9% — выросла доля сети «Магнит». Динамика связана с покупкой «Магнитом» 2,47 тыс. магазинов ГК «Дикси» у Mercury Retail Group Ltd. Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова за 87,6 млрд руб. Доля X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») увеличилась с 12,6% до 12,7%. Показатель Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль») сократился с 6,2% до 5,8%. Доля «Ленты», несмотря на покупку 161 супермаркета Billa, снизилась с 2,4% до 2,3%, Auchan — с 1,4% до 1,3%, Metro — с 1,2% до 1,1%. Увеличить долю удалось сети «Вкусвилл» — с 0,8% до 1% — и жестким дискаунтерам «Светофор», с 1,3% до 1,7%.
Партнер Bain & Company Евгений Белащенко отмечает, что прежде давление крупнейших розничных сетей в основном испытывали небольшие магазины с торговлей через прилавок, то в последние годы его все сильнее ощущают локальные сети. «Это означает усиление давления на них и потенциальные М&A на рынке розничной торговли»,— указывает он.
Собеседники “Ъ” согласны, что в этом году слияния и поглощения в рознице продолжатся.
Партнер One Story Ольга Сумишевская говорит, что для потенциального M&A есть ряд сетей на юге России, в Сибири и Забайкалье, которые могут быть интересны федеральным игрокам. Но, предупреждает она, по мере органического развития в этих регионах могут включаться антимонопольные ограничения по количеству магазинов. Кроме того, бизнес региональных компаний может быть обременен неинтересными для покупателей направлениями — например, оптовой дистрибуцией, рассуждает она.
В «Магните» сообщили, что в этом году продолжат сочетать органический рост и выборочные M&A. В целом сеть планирует открыть не менее 2 тыс. магазинов и наращивать присутствие в тех регионах, где пока недостаточно представлена. С точки зрения приобретений компания в первую очередь заинтересована в форматах «магазинов у дома» и супермаркетах, а также с «интересом смотрит» на сегмент косметики и парфюмерии, в котором развивает «Магнит Косметик». X5 также планирует открыть до 2 тыс. магазинов за год совокупно, говорит представитель компании. По его словам, X5 придерживается стратегии органического развития, но каждый год 10–15% роста обеспечивают небольшие региональные M&A. «Мы всегда рассматриваем сделки и делаем их, если считаем их экономически целесообразными»,— добавили в X5. Кроме того, компания намерена фокусироваться на развитии цифровых сервисов.
Гендиректор Infoline Иван Федяков прогнозирует, что в 2022 году на рынке FMCG-розницы продолжится как рост онлайн-продаж продуктов, так и усиление формата дискаунтеров.
Фокус на последние сегодня особенно прослеживается у X5 Group и «Магнита», говорит он. Для «Магнита» масштабирование дискаунтеров — один из приоритетов, подтвердили в сети: в этом году в этом формате планируется открыть 500 магазинов. А X5 за год хочет запустить около 300 дискаунтеров «Чижик» в девяти регионах. Но Евгений Белащенко отмечает, что масштабировать этот концепт крупным игрокам с разными форматами будет сложно, так как дискаунтеры могут «отъедать» трафик у других магазинов в рамках одной группы.