Огонь батареи
Минэкономики рекомендовало вводить для электромобилей налоговые льготы и экологические зоны
Экологические зоны с запретом въезда машин низкого экологического класса, бесплатные парковки для электромобилей с зарядными станциями, налоговые преференции для владельцев машин на электротяге — такие меры Минэкономики рекомендует вводить региональным властям для развития электротранспорта в субъектах РФ. Существенного влияния на потребительский спрос это не окажет, считают эксперты: нужны государственные субсидии на покупку электромобилей и возвращение нулевой таможенной пошлины, отмененной с 2022 года.
“Ъ” ознакомился с «рекомендациями по проведению в субъектах РФ мероприятий, направленных на развитие использования электротранспорта». Документ разработан Минэкономики и направлен в 19 регионов России, включая Москву, Московскую, Сахалинскую области, Приморье, Татарстан и Севастополь. «Мы разработали рекомендации для перечня пилотных регионов, где будет создана зарядная инфраструктура для электротранспортных средств до 2024 года,— пояснил “Ъ” замглавы министерства Илья Торосов.— Документ будет дополнительно стимулировать рост парка электромобилей».
Субъектам предложено до конца 2022 года закрепить региональные льготы по уплате транспортного налога для владельцев электромобилей.
Речь идет также о создании для них зон бесплатной парковки и паркингов с зарядными станциями «медленного» типа (мощностью не более 22 кВт). Региональным властям советуют подумать о специальных «экологически чистых зонах», куда запрещено въезжать автомобилям низкого экологического класса.
Документ разработан в рамках «дорожной карты» по развитию производства и использования электрического автотранспорта до 2024 года (утверждена правительством в августе 2021 года). План включает различные меры, в том числе развитие сети, субсидии для производителей аккумуляторов и т. д.
По данным ГИБДД на конец 2020 года, в РФ зарегистрировано 58,9 млн транспортных средств. 34,6 тыс. из них — гибриды, 8,2 тыс.— электромобили. Агентство «Автостат» располагает информацией, что только бывших в употреблении электромобилей было куплено в России в 2021 году более 9 тыс. (на 69% больше, чем годом ранее).
По данным ФНС, на которые ссылается Минэкономики, в 20 субъектах транспортный налог владельцев электрокаров уже отменен (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ростовская области), в трех регионах введены налоговые скидки. В Краснодарском крае организации и физлица освобождены от уплаты налога на электромобили с мощностью двигателей до 150 л. с. В столице, Петербурге, Новороссийске уже действует бесплатный паркинг для машин с электродвигателем.
Введение зон, куда не сможет въехать загрязняющий среду транспорт, обсуждается уже пять лет.
В столице такой запрет распространяется сегодня только на грузовики с двигателями класса «Евро-2» и «Евро-3». В 2018–2019 годах в Белом доме обсуждалась концепция таких зон в Москве и Санкт-Петербурге и для легковых авто, но проект развития не получил. Инструмент упоминается и в транспортной стратегии России до 2035 года, о которой “Ъ” рассказывал в конце 2021 года. «Решение о классе экологичности будет принимать регион»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Минэкономики.
«Все перечисленные в рекомендациях в Москве уже реализуются: владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога, для них действует бесплатная парковка на улицах города,— рассказали “Ъ” в департаменте транспорта Москвы.— Мы также планируем расширять сеть зарядных станций для электромобилей, сейчас в Москве работает уже 60 зарядных станций нового формата в рамках проекта "Энергия Москвы", а к 2023 году их количество достигнет 600. Зарядка на них для владельцев электрокаров также бесплатна». В ведомстве также напомнили о том, что с 2021 года правительство Москвы больше не покупает дизельные автобусы, а наземный общественный транспорт обновляется электробусами и трамваями.
В правительстве Крыма “Ъ” заявили, что уже получили и «прорабатывают» рекомендации. На полуострове уже установлено 15 быстрых зарядных станций (в основном Алуште и Коктебеле), в 2022 году планируется установка еще 50, в том числе в аэропорту Симферополь и на трассе «Таврида». Планов по созданию экологических зон у Крыма пока нет. Получили рекомендации и в правительстве Чувашии: там планируют установить в республике 16 станций в 2023 году, 30 — в 2024 году и еще 117 — в 2025–2030 годах. В комитете по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга “Ъ” сообщили, что учтут рекомендации при актуализации региональной программы по строительству зарядных станций. Сейчас в городе действуют 83 станции, в инвестпрограмме ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год заложены средства для установки еще 20; 80 зарядок до 2025 года планируется установить за счет заемных средств.
Предлагаемые меры соответствуют мировой практике, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, но их недостаточно:
«Бесплатная парковка или проезд по полосе для общественного транспорта являются дополнительными мерами, которые применяются в дополнение к основным — субсидирование или налоговый вычет на приобретение машины. Основная проблема электромобилей — все-таки их дороговизна».
Напомним, с 1 января 2022 года в России и остальных странах ЕАЭС отменена нулевая пошлина (действовала с 2020 года) — теперь при ввозе электромобиля нужно заплатить 15% от его стоимости, что привело к подорожанию ряда моделей. Официальные цены на Porsche Taycan сегодня начинаются от 8,3 млн руб., BMW IX — от 7,7 млн руб., Audi e-tron — от 6,6 млн руб. При этом на вторичном рынке можно купить праворульный Nissan Leaf 2011–2012 годов за 550–650 тыс. руб.
Начинать нужно с государственных субсидий на покупку электромобилей, чтобы стимулировать спрос, подтверждает Сергей Удалов из «Автостата», а уже потом вводить льготы. Размер транспортного налога и стоимость парковок, полагает эксперт, за пределами Москвы большой роли не играет.
Между тем в рамках правительственного плана МЧС уже выпустило приказ о новых правилах пожарной безопасности на закрытых автостоянках (вступает в силу с 1 марта): теперь там будет разрешено хранить и подзаряжать электромобили, что раньше было запрещено. В 2022 году запланирован бесплатный проезд электромобилей по одной из платных дорог: в Минэкономики уточнили, что вопрос прорабатывается, о сроках и пилотной трассе сообщат позже. В начале этой недели, по данным “Ъ”, министерство проводило совещание с госкомпанией «Автодор» и операторами платных трасс, где обсуждалась возможность эксперимента на головном участке трассы М-11 (15–58-й километр) в июне—июле. «Автодор» вместе с концессионером должны посчитать объем выпадающих доходов, предоставив информацию в Минэкономики на следующей неделе.