Новый премьер — старые беды
Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов об угрозе новой гражданской войны в Ливии
В Ливии вновь появилось два премьер-министра. Экс-глава МВД Фатхи Башага, назначенный накануне на эту должность Палатой представителей Ливии, прибыл в Триполи, где с марта 2021 года уже заседает признанное ООН Правительство национального единства (ПНЕ) Абдель Хамида Дбейбы. Подобное двоевластие вполне способно отбросить страну на три года назад, поставив перед угрозой новой гражданской войны и новой битвы за Триполи.
В настоящее время клубок противоречий в стране выглядит даже более запутанным, чем в 2019 году. Против Абдель Хамида Дбейбы объединились практически все ливийские тяжеловесы, которые ранее считались непримиримыми противниками. Помимо самого Фатхи Башаги, это и командующий ливийской национальной армией Халифа Хафтар, и председатель Палаты представителей Агила Салех, и бывший вице-премьер Ахмед Майтиг, и даже председатель Высшего государственного совета (и недавний член запрещенного в РФ движения «Братья-мусульмане») Халед аль-Мишри. Причина такой солидарности — в личности Абдель Хамида Дбейбы, который сумел спутать карты уже утвердившим свое влияние в стране магнатам и нарушил их планы.
Изначально ПНЕ было признано всеми влиятельными игроками, которые полагали: не придерживающийся какой-либо идеологии и практически неизвестный в стране Абдель Хамид Дбейба станет удобным техническим премьером и приведет страну к выборам, на которых уже политические гиганты решат судьбу Ливии, пожав ему на прощание руку. Однако господин Дбейба смог кардинально изменить расклад сил, проявив незаурядные таланты политика и, главное, экономиста — в последнем ему помог и факт наличия собственной бизнес-империи.
Абдель Хамид Дбейба оказался единственным постреволюционным главой правительства, который сумел добиться роста популярности среди ливийцев. При нем начали проводиться реальные социально-экономические преобразования, позитивный эффект от которых почувствовала на себе значительная часть населения.
Из политического аутсайдера Абдель Хамид Дбейба превратился в лидера общественного мнения, за которого на выборах, если бы они прошли в установленный срок 24 декабря 2021 года, были готовы проголосовать до половины избирателей.
Премьер-министр бросил вызов всем действующим политикам, когда не исключил выдвижения своей кандидатуры на президентский пост. И сохранение господином Дбейбой премьерской должности до новой даты выборов может обеспечить ему, в отличие от его предшественников, новый рост популярности.
Вероятно, поэтому ливийские тяжеловесы с востока страны — Агила Салех и Халифа Хафтар — решили использовать политика с запада, уроженца Мисраты и своего недавнего оппонента Фатхи Башагу в качестве тарана. Он бы мог убрать с их пути Абдель Хамида Дбейбу, а затем и сам отказаться от участия в президентских выборах (о чем новоназначенный премьер уже заявил) взамен на получение какой-либо высокой должности. Фатхи Башага все еще может рассчитывать на лояльность ряда вооруженных формирований из Мисраты и Триполи и тем самым попытается подорвать позиции главы ПНЕ изнутри.
Однако положение Абдель Хамида Дбейбы пока что выглядит весьма прочно. Он смог наладить взаимовыгодное сотрудничество с наиболее могущественными вооруженными фракциями Мисраты, которые готовы выступить на его стороне. А Фатхи Башага, наоборот, по их мнению, дискредитировал себя связями с экзистенциальным противником Мисраты — Халифой Хафтаром. Кроме того, на стороне господина Дбейбы выступают руководители Центрального банка и Национальной нефтяной корпорации, тем самым оставляя в руках ПНЕ основные источники финансов и доходов.
Если Абдель Хамиду Дбейбе удастся сохранить за собой все имеющиеся у него рычаги, то история с созданием альтернативного правительства может выйти боком всем участникам этого процесса, прежде всего самому альтернативному премьеру. Поэтому для Фатхи Башаги крайне важно не только восстановить свое былое влияние на группировки Мисраты и Триполи, но и привлечь на свою сторону как можно больше внешних игроков и попытаться отстранить господина Дбейбу. Сделать это будет не так просто, но соответствующий потенциал и, вероятно, план действий для этого у Фатхи Башаги и его союзников есть.