Покровитель туркмен пошел по пути Отца казахов
Гурбангулы Бердымухамедов запустил ускоренный транзит власти
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сделал сенсационное заявление, которого от него никто не ожидал. Выступая в пятницу вечером в парламенте, он сказал, что принял «непростое решение о себе», и добавил: «дорогу к государственному управлению» нужно «дать молодым руководителям». А уже в субботу ЦИК республики сообщил, что досрочные выборы состоятся 12 марта. Вариантов того, кто может стать преемником господина Бердымухамедова, немного. Уже несколько лет президент активно продвигает своего сына Сердара, который, например, около месяца назад совершил турне по странам региона. Рассуждая о целях столь стремительного транзита, опрошенные “Ъ” эксперты указывают в числе прочего на нежелание повторить казахстанский опыт.
Вечером в пятницу, 11 февраля, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, носящий титул Аркадаг («Покровитель»), неожиданно заявил, что «принял решение о себе», явно намекая на транзит власти.
«Я поддерживаю мысль, что дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности,— сказал он, выступая в парламенте.— Свой огромный жизненный и политический опыт я, как председатель Халк Маслахаты (верхняя палата парламента.— “Ъ”), намерен далее направить в эту область».
Свое решение господин Бердымухамедов объяснил тем, что еще два года назад «достиг возраста пророка» (согласно Корану, пророк Мухаммед умер в возрасте 63 лет).
Утром в субботу картина стала более ясной, но не менее удивительной. Хотя транзит власти можно было растянуть во времени, в Ашхабаде явно решили поторопиться. Практически сразу после того, как президент Бердымухамедов поручил ЦИКу начать подготовку к внеочередным президентским выборам, там озвучили их дату — 12 марта.
Напомним, что президент Туркменистана обладает всей полнотой власти в стране и, согласно конституции, не ограничен в количестве сроков. Таким образом, Гурбангулы Бердымухамедову ничто не мешало оставаться у власти до глубокой старости, как это сделал ряд лидеров других стран Центральной Азии.
Интриги по поводу преемника господина Бердымухамедова нет. Уже несколько лет он часто появляется на публике со своим сыном Сердаром, о котором ранее практически ничего не было известно. Сорокалетний Сердар Бердымухамедов с февраля 2021 года занимает должность заместителя председателя Совета министров Туркменистана (так как конституция страны не предусматривает должности премьер-министра, возглавляет правительство сам президент) и буквально месяц назад провел самостоятельное турне по странам региона. Он побывал в Иране и Узбекистане, передав лидерам этих стран письменные послания от своего отца. Имя Сердар, кстати, переводится с туркменского как «вождь».
По мнению эксперта по странам Центральной Азии Аркадия Дубнова, среди причин, по которым президент Туркменистана принял такое решение, есть и рациональные, и мистические. «Кроме возраста пророка Мухаммеда, который для Бердымухамедова уже наступил, приближается возраст 66 лет — когда умер его предшественник Сапармурат Ниязов, носивший титул Туркменбаши,— напомнил в беседе с “Ъ” господин Дубнов.— Не исключено, что повлиял и увиденный опыт Казахстана. Как мне известно, Бердымухамедов — весьма мнительный человек, и, возможно, поэтому он захотел провести транзит, пока еще относительно молод, чтобы контролировать его на всех этапах. Кроме того, он помнит, как сам приходил к власти после смерти Ниязова. Это не было срежиссированным сценарием, можно сказать, ему повезло. А значит, чтобы избежать неожиданностей для сына, нужно контролировать ситуацию целиком».
Профессор Казахстанско-немецкого университета в Алматы Рустам Бурнашев развил ту же мысль. «Ключевым вопросом для любого персонифицированного авторитаризма, к которому относится и туркменский режим, является вопрос преемственности власти и максимально широких гарантий безопасности бывшему лидеру государства и членам его семьи,— сказал он “Ъ”.— Как показывает опыт, наиболее надежным гарантом безопасности лидера может быть только он сам. Поэтому все авторитарные лидеры стремятся сохранить свой пост до своей смерти. Однако, если вопрос заходит о безопасности семьи лидера, то такая "пожизненная" модель оказывается ненадежной и в идеале преемник должен быть определен и закреплен еще до ухода лидера, а самим преемником станет член семьи». По словам господина Бурнашева, именно такой вариант, вероятнее всего, в самое ближайшее время и будет реализован в Туркменистане: «Можно ожидать, что на предстоящих выборах президента победит Сердар Бердымухамедов. Неформально же все рычаги власти сохранятся за нынешним президентом, который действительно еще не стар и может контролировать процесс постепенного закрепления своего сына у власти».