Школьный девелопмент
Почему снос старых социальных объектов не всегда выгоден
Здания типовых школ по всей России с каждым годом ветшают и становятся непригодными для обучения. Согласно данным Росстата, в 2020 учебном году более 1,8 млн школьников учились в зданиях, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт помогает решить проблемы, связанные с физическим износом. Однако школы, построенные в середине XX века, устарели морально — они нуждаются в концептуальном переосмыслении.
В ближайшие два года правительство потратит на ремонт школ и их оснащение почти 92 млрд руб. Такое внимание к образовательным учреждениям связано с двумя факторами. Во-первых, во многих городах в школах не хватает мест — там вынуждены вводить вторую и третью смены, а количество учеников в классах порой превышает установленные по СанПиНам. Во-вторых, государство готовится к демографическому пику, который придется на 2024–2025 годы. По оценкам КБ «Стрелка», в обновлении нуждается 5,4 млн школьных мест.
«Буквально за несколько лет в стране должны построить более тысячи школ, а инфраструктуру существующих — массово обновить,— говорит заведующий лабораторией управления школы Института образования НИУ ВШЭ Константин Серегин.— Важно, будут ли они отвечать потребностям современного активного образования, вариативности учебного процесса или стимулировать педагогов работать по-новому. Будут ли они спроектированы так, чтобы обеспечивать комфорт, достоинство, благополучие детей и взрослых?»
Проблему можно решить тремя способами. Построить новые школы — это оптимальное решение для новых районов, где есть свободные участки земли под строительство. Сделать капитальный ремонт в школах — такой вариант может подойти для зданий, построенных с 2010-го. Для более старых школ он не работает, так как не обеспечивает функционального соответствия современным образовательным стандартам. Реконструкция зданий — это решение подходит как школам, находящимся в плотной жилой застройке, где строительство новых невозможно, так и старым зданиям, которые требуют концептуального переосмысления.
Учеба в трескучий мороз
В России уже есть проекты, которые могут задать новый стандарт реконструкции типовых школ. Один из них — школа в поселке Кысыл-Сыр в Якутии. Поселок расположен в 600 км от Якутска, добраться туда можно только на машине с мая по сентябрь. Средняя температура зимой составляет –35°C, а в самые холодные дни опускается до –60°C.
За три месяца ветхое здание удалось превратить в комфортное современное учебное пространство. Инициатором преобразования стала Якутская топливно-энергетическая компания. Проект реконструкции разработало КБ «Стрелка».
В первую очередь специалисты решили острые проблемы: обновили вентиляцию, отопление, водо- и электроснабжение.
Механическая вентиляция вышла из строя. Изношенные стеклопакеты приводили к потере тепла и дополнительным расходам на отопление. При реконструкции запустили механическую вентиляцию и добавили клапаны для регулирования микроклимата в каждом помещении, а также починили окна.
До реконструкции в школе из строя вышла канализация, не работали душевые и санузлы, школьникам приходилось приносить с собой питьевую воду. Пришлось обновить трубы, установить систему фильтров и отремонтировать канализационные трубы.
В прежней школе была старая небезопасная электропроводка, а имевшиеся светильники не обеспечивали нужное количество света и потребляли много энергии. Была заменена проводка и установлены светодиодные лампы — благодаря этому счета за электричество должны уменьшиться на 20–30%.
«Сам по себе проект обновления школы в Кысыл-Сыре уникален, начиная с подхода к реновации и заканчивая внешним оформлением, в которое вплетена национальная айдентика. Одна из особенностей в том, что в этом поселке, как и в сотнях других по всей Республике Саха (Якутия), школы строили по типовому проекту. Это значит, что все решения, которые мы применили во время реновации, можно тиражировать. Также проект показывает, что даже в тяжелых условиях Крайнего Севера обычная сельская школа может стать современным центром притяжения. Здесь можно будет получить знания в современной, комфортной обстановке, выбрать собственный жизненный путь»,— отмечает генеральный директор ПАО ЯТЭК Андрей Коробов.
Комплексную реконструкцию удалось реализовать за три месяца в условиях сложной логистики. Затраты составили 120 млн руб., не включая покупку мебели, или 248,9 тыс. руб. в пересчете на одно школьное место. При этом новая школа сможет принять на 112 детей больше (сегодня в школе обучаются 370 учеников, оптимальная вместимость оценивается в 482 ученика). Для сравнения: средняя стоимость одного учебного места при строительстве новой школы в Якутске составляет 1,7 млн руб. Провести аналогичную модернизацию в типовых школах, расположенных в средней полосе России, будет проще, быстрее и дешевле.
Уроки без стресса
В оформлении школы использован принцип 80/20, где 80% интерьера — это база, а 20% — акценты. База оформлена в светло-серой гамме, что делает поверхности немаркими, а помещения — светлыми и просторными. Такая палитра не давит на детей и не отвлекает от образовательного процесса. Акценты — это индивидуальные решения, разработанные для зон рекреации, библиотеки и столовой.
«Зоны досуга и встреч, самостоятельной и групповой работы — это пространства, где ребенок может расслабиться после урока и подготовиться к новым задачам. Поэтому было важно отразить смену настроения на уровне дизайна,— рассказывает директор проектов КБ "Стрелка" Алена Жмурова.— За основу для оформления рекреаций взяли традиционное якутское шитье кыбытыктаах тигии. Местные художники нанесли на стены узоры, напоминающие лоскутный ковер, а в части акцентного пространства используется традиционный орнамент».
Изменился и внешний облик здания. На фасад добавили красочные муралы, выполненные якутской художницей Софьей Шиловой, и декоративное освещение, которое меняется в зависимости от сезона и вносит разнообразие в строгую архитектуру здания. На территории школы построили спортивную коробку и площадку для воркаута, которыми могут пользоваться дети со всего поселка в любое время года.
«Главная особенность реновации школы в Кысыл-Сыре заключается в том, что изначально она была стандартной — по всей России работает около 10 тыс. учебных заведений такого типа. Это значит, что наш опыт можно использовать, чтобы практически каждую из них преобразить в современный образовательный комплекс»,— отмечает президент благотворительного фонда «Новый дом» Ирина Белянова.
Выгоды реконструкции
Комплексная программа реконструкции поможет быстрее и эффективнее всего решить проблему морального и физического износа школьной инфраструктуры. Во-первых, это целесообразно, потому что в некоторых районах нельзя построить новые объекты из-за исторической или плотной застройки. Во-вторых, в городах с убывающей демографией число учеников будет сокращаться, так что строить школы там экономически невыгодно. В-третьих, иногда старое здание находится в аварийном состоянии и ждать, когда возведут новое, просто нет времени.
Реконструировать здания значительно экологичнее, потому что на это уходит меньше материалов. Кроме того, этот способ модернизации позволяет сохранить социальные связи между учениками, так что он комфортен для детей с психологической точки зрения. Среди основных управленческих эффектов можно отметить экономическую выгоду: сокращение капитальных затрат и затрат на эксплуатацию, а также короткий период работ. Реконструкция школьного здания повысит и инвестиционную привлекательность окружающего района. Все это отвечает принципам ESG.
В пользу реконструкции говорит и то, что проектировочные решения можно унифицировать, что ускорит и удешевит процесс при гарантированно высоком качестве. Большинство советских образовательных учреждений были построены по типовым проектам, а с 2004 года государственные школы проектируются с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Это позволяет создать единую методологию и конструктор решений, на основе которого каждая школа сможет выбрать подходящий вариант.
Что может войти в конструктор решений? Во-первых, замена инженерных и фасадных систем. Это создает комфортный микроклимат внутри здания и повышает энергоэффективность. Для учебного процесса важны свежий воздух, чистая вода и хорошее освещение.
Во-вторых, оптимизация планировочных решений. Сюда входит перепланировка всего пространства внутри школы и создание многофункциональных пространств. Это позволяет равномерно распределить загрузку помещений и найти дополнительное место для занятий.
В-третьих, расширение образовательных возможностей. Важно переоборудовать учебные пространства в соответствии с нуждами современного образования, в том числе предусмотреть места для самостоятельной и групповой проектной работы.
В-четвертых, благоустройство территории. Создание спортивной, досуговой и образовательной инфраструктуры. Решения позволяют снизить затраты на эксплуатацию обширных пустующих участков и задействовать их в образовательном процессе.
В-пятых, повышение безопасности. Интеграция современных планировочных решений, снижающих риск нежелательного проникновения на территорию и проявлений буллинга в школьной среде.
Запустить программу реконструкции школьных зданий по всей России на основе единой методологии можно уже сегодня. Массовая реконструкция обойдется дешевле, экологичнее и полезнее для местных сообществ.