Бизнес поддержал самообладание
РСПП выступает против ограничения квазиказначейских пакетов
Российский бизнес выступает резко против поправок к законодательству, которые лишат владельцев квазиказначейских акций права голоса и дивидендов. Как РСПП, так и отдельные крупные компании, такие как «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Роснефть» и «Интер РАО», указывают на многочисленные риски: от получения миноритариями чрезмерных прав до снижения финансовых возможностей предприятий и их капитализации.
Как стало известно “Ъ”, большинство крупных российских промышленных компаний не поддерживают предложенные Минэкономики изменения, связанные с ограничением прав владельцев квазиказначейских акций. Речь идет о поправках к ст. 99 Гражданского кодекса и к законам «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», которые предполагают, что держатели таких акций потеряют право голоса и не будут получать дивиденды. Также в Минэкономики хотят ограничить размер квазиказначейских пакетов 50% в уставном капитале. Поправки подготовлены в конце 2021 года.
Против выступило правление РСПП, уточнили источники “Ъ”, знакомые с ходом заседания на прошлой неделе. Так, правление поддержало выводы комитета по корпоративным отношениям от 10 января, согласно которым поправки нарушают Конституцию с точки зрения неприкосновенности частной собственности и Гражданский кодекс.
Запрет на получение дивидендов на акции, купленные до вступления в силу изменений, является лишением акционеров принадлежащего им имущества, считают в РСПП.
Также нарушается основополагающий принцип закона об АО, гарантирующих владельцам обыкновенных акций одинаковый объем прав. Другими негативными последствиями могут стать снижение цены акций и риск перераспределения корпоративного контроля от мажоритариев к миноритариям.
Рассмотрение вопроса в РСПП инициировал «Сургутнефтегаз». В своем письме в организацию компания в конце прошлого года указывала, что «ограничение прав акционеров, добросовестно исполняющих свои обязанности, только на том основании, что они являются акционерами контролирующего их общества, является недопустимым».
В «Интер РАО» (29,6% квазиказначейских акций) основной проблемой считают риск перераспределения контроля в компании за счет получения большего числа голосов владельцами, не купившими соответствующий пакет (неэкономическое распределение), сообщила “Ъ” заместитель гендиректора компании Тамара Меребашвили. «Неэкономическое перераспределение контроля угрожает управляемости ключевых стратегических предприятий за счет создания условий "перехвата" управления при вынужденном погашении таких акций, когда права на выдвижение в совет директоров получат акционеры, у которых не было двухпроцентного пакета, а условия для гринмейла получат недобросовестные лица, у которых не было однопроцентного пакета»,— сказала она.
Госпожа Меребашвили добавила, что компании будут лишены инструмента получения финансирования под проекты за счет невозможности предоставлять квазиказначейские акции в залог, не говоря уже об ухудшении консолидированных показателей группы за счет обесценения стоимости бумаг как активов или ее списания.
В «Транснефти», у которой квазиказначейскими являются около 4% привилегированных акций, соглашаясь с позицией РСПП, добавляют, что принципы корпоративного управления G20 и ОЭСР, на соответствие которым ориентирован документ, не предполагают подобных ограничений, требуя только раскрытия информации. «Роснефть» (10,4% квазиказначейских акций) в своем письме в Минфин в январе, помимо прочего, указывает на риски, связанные с уровнем дивидендов, получаемых бюджетом.
В Минэкономики на запрос “Ъ” не ответили. Опрошенные “Ъ” юристы предрекают подготовленным поправкам сложное согласование. В истории современной России было много законодательных инициатив, иногда чересчур экстравагантных, которые так и не стали законами, констатирует руководитель дирекции юрфирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. «Думаю, эти поправки будут предметом обсуждений на многочисленных совещаниях в правительстве у профильного вице-премьера Андрея Белоусова,— говорит партнер коллегии адвокатов Delcredere Денис Юров.— В силу значимости проблемы активно будет вовлечен и комитет по вопросам собственности Госдумы».