Катарские инвесторы въехали на ЗСД
ВТБ продал катарскому фонду 24,99% доли в компании-концессионере
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» завершило сделку по продаже 24,99% доли в ООО «Холдинг МСС», концессионере Западного скоростного диаметра, суверенному фонду Катара Qatar Investment Authority (QIA). Эксперты по-разному оценивают выгоду вложений для катарского фонда, но сходятся во мнении, что количество представителей инвестора в совете директоров концессионера ЗСД будет таким же, как в концессии аэропорта «Пулково».
Западный скоростной диаметр — внутригородская магистраль в Петербурге протяженностью 46,6 км, построенная и эксплуатируемая в рамках государственно-частного партнерства. Договор купли-продажи 24,99% в капитале ООО «Холдинг МСС», концессионере проекта ЗСД, был подписан ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и Qatar Investment Authority, действующую через дочернюю компанию F4 Holding LLC, в июне 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда планировалось, что сделка будет закрыта во втором полугодии 2021 года, после получения регуляторных одобрений и удовлетворения иных стандартных для подобной сделки условий.
Сейчас, по сведениям ЕГРЮЛ, остальные доли в капитале ООО «Холдинг МСС» распределены так: 49% принадлежит ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг», 22,09% — ООО «Дефенсум-Инвест» (принадлежит ЗПИФ «Велум Капитал»), 3,92% — кипрской компании Blognot Limited.
Источник «Ъ-СПб» на рынке предполагает: как и в случае с концессионером Пулково, двое представителей Катарского фонда войдут в совет директоров компании и будут участвовать в стратегических решениях по ее управлению. «Катарские инвесторы вошли в проект Западного скоростного диаметра на стадии, когда пройдены все строительные риски и проект стал максимально стабильным для вложений»,— подчеркивает собеседник издания.
Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, согласен, что по аналогии с проектом аэропорта Пулково можно ожидать вхождения в совет директоров представителей катарского фонда. «Как показывает практика, Катар приходит в подобные крупные инвестиционные проекты всерьез и надолго. Влияние катарского акционера на принятие решений по дальнейшему развитию ЗСД не исключено, но полагаю, что решающее слово будет сохранено за основным акционером, так как речь идет о крупной концессии»,— говорит эксперт.
По мнению господина Жарского, Катар входит в подобные проекты в мире очень точечно, но сотрудничество с Россией носит характер долгосрочной стратегии. «Катар в целом является одним из крупнейших инвесторов в нашу экономику, очевидно, что данная сделка является неотъемлемой частью сотрудничества Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и QIA»,— подчеркивает он.
Однако директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что рассматривать покупку доли одного из миноритариев Западного скоростного диаметра фондом Катара как некую эффективную инвестицию не приходится: «Вся прибыль проекта уходит на обслуживание ранее полученных кредитов. Весьма вероятно, что фонд оказывает очередную услугу прогосударственным структурам, за что получит в итоге определенное вознаграждение. Напомню, что в 2017 году фонд также участвовал в покупке 19,5% акций "Роснефти" у "Роснефтегаза" после критики со стороны президента России о необходимости использования в сделке частных денег, а не денег государства».