«Как аналитик не вижу ни одного рационального аргумента в пользу войны»
Лукьянов, Собчак, Пельш о своих планах на 16 февраля
США предупредили о грядущем вторжении России на Украину и даже назвали дату наступления — 16 февраля. Правда, затем в Вашингтоне объявили, что вторжение может состояться и позже — либо до конца Олимпиады в Пекине, либо уже после 20 февраля. Но дата 16 февраля в памяти осталась. Опрошенные «Ъ» журналисты, режиссеры и политологи сообщили, что не собираются менять свои планы в этот день. В то же время многие верят в вероятность войны.
Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги:
— Много рабочих планов, совершенно нет времени на войну в расписании. Но параллельно каждые пять минут придется заглядывать в ленту — не началось ли? Как аналитик не вижу ни одного рационального аргумента в пользу войны — ни целеполагания, ни смысла, ни причины. Как гражданин России, переживший 2014 год, понимаю, что у нас возможно все: достаточно эмоций одного человека, чтобы вся рациональная конструкция была развалена одним махом — решением воевать.
Леонид Ивашов, президент Центра геополитических исследований, генерал-полковник в отставке:
— Как всегда, планировал заняться своими делами, посмотреть трансляцию с Олимпиады. Но подспудно буду думать, не случится ли чего нехорошего. У нас на шее висит не только Украина, есть еще ряд очагов напряженности по периметру границы, и на фоне происходящих событий у нас намечена серия учений стратегических сил. Судя по имеющимся крупицам информации, эти силы будут приведены в боевую готовность, а это предполагает пристыковку боезарядов, подводные лодки выйдут в море, подвижные грунтовые комплексы выдвинутся на боевые позиции, а еще шахтные, авиация и так далее.
Точно так же поступят американцы, англичане, другие их союзники, и, если будут осуществлены реальные пуски, встанет вопрос: будут ли они учебными, без боеголовки, или реальными? Никто этого не знает, и любой сбой, непонимание или провокация могут подарить миру неприятный «подарок». Беда в том, что мы сейчас находимся на высшей точке конфронтации, и никто не хочет из этой ситуации выходить, чтобы не потерять лицо. К тому же Китай подогревает противостояние, находясь при этом в стороне от событий.
Валдис Пельш, режиссер, телеведущий:
— У меня запланирована встреча по сценарию нового фильма, обсуждение будущих проектов — обычный рабочий день. Я человек оптимистически настроенный и не жду от этого дня ничего плохого, а всем этим кликушам, предвещающим России едва ли не начало Судного дня, хочу посоветовать: выброситесь из окна, как это, согласно канонической версии, сделал первый министр обороны США Форрестол с криком: «Русские идут, русские идут! Они везде! Я видел русских солдат!» Говоря словами нашего нормального человека: «Вы нас задрали своими предсказаниями!!!»
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:
— Планы у меня на 16 февраля не изменились, я буду привычно на удаленке следить за событиями не только на Украине, готовить материалы для публикации. Паника нагнетается сознательно не только для того, чтобы вбить в сознание западного обывателя, что Россия — агрессор, и его надо остановить. Важная причина — дать прежде всего американским фирмам заработать не только на поставках оружия, но и на изменении экономической конъюнктуры. Заодно заработают и их европейские «союзники», которых я называю вассалами, они сбросят старое вооружение в котел напряженности на Украине, делая из нее свалку опасного хлама.
Что касается перспектив после 16 февраля, я не исключаю начала боевых действий в Восточной Украине, но они могут произойти, только если украинский режим перейдет к широкомасштабному наступлению на Донбасс. В этой ситуации Россия вынуждена будет защищать своих граждан, а их там свыше 700 тысяч. Это обязанность по Конституции. Тогда мы будем наносить удары по позициям украинских войск, базам сосредоточения, узлам связи и управления и так далее. Наши войска даже могут перейти на территорию Донецкой республики. Подобное мы уже видели в ситуации с событиями 8 августа 2008 года и дальнейшей операции по принуждению Грузии к миру.
Ксения Собчак, журналистка, телеведущая:
— 16 февраля я иду на спектакль «Мастер и Маргарита» в Большой театр. Мне кажется, провести этот вечер с Булгаковым, мастером абсурда, это лучшее, что можно сделать в этот день.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— В силу профессии я проведу 16 февраля в постоянных объяснениях тем, кто обращается, почему войны не будет ни в этот день, ни в последующие. В этом смысле среда обещает мало отличаться от других дней в последние пару недель. Это довольно захватывающе, хотя уже несколько монотонно и поднадоело. Вечером я читаю лекцию в школе повышения квалификации международников «Учи ученого», тема которой — как понимать современные международные тренды и правильно их интерпретировать.
Михаил Погребинский, политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Утром — кофе с новостями, закончу статью, обед, пару-тройку интервью, игра в настольный теннис, рабочее совещание онлайн, театр или кино тоже онлайн. А вторжение вообще исключено. Возможен локальный удар по вооруженным силам Украины, если они вторгнутся в ДНР/ЛНР. Удар должен отодвинуть ВСУ на позиции, отстоящие от сегодняшней линии противостояния достаточно далеко, чтобы «Грады» не доставали.
Леонид Барац, актер, режиссер, сценарист:
— Я только что вернулся из Одессы, где народ гуляет, но все-таки волнуется. Говорить о сложившейся ситуации надо долго, но отвечу коротко, как героиня Людмилы Гурченко в фильме «Пять вечеров»: «Только бы не было войны». Я на это очень надеюсь, и поэтому 16 февраля у театра «Квартет И» все по плану — спектакль на сцене ДК имени Зуева.
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД):
— Вероятность какого-либо военного давления России на Украину в эту конкретную дату я считаю невысокой, поэтому у меня намечен обычный рабочий день. Утром будет завтрак в резиденции британского посла с коллегами из RUSI — Королевского института объединенных служб по исследованиям в области обороны и безопасности. Кстати, приедет и Джон Скарлетт — бывший начальник службы MI6. Потом совещание с коллегами в РСМД по текущим вопросам, интервью газете «Асахи» по ситуации в Северо-Восточной Азии. А вечером, надеюсь, будет ужин с моим хорошим знакомым — послом Сингапура.
На мой взгляд, прогноз Байдена очень маловероятен. Возможно, американские спецслужбы дуют на воду после событий в Афганистане. Я всегда исходил из того, что российские маневры на границе — это скорее средство сдерживания, чем акт подготовки к агрессии. Понятно, что РФ потеряет достаточно много в случае войны, и не совсем ясно, что она может приобрести. Военное «решение» украинского вопроса потребовало бы полной оккупации Украины, что в нынешних условиях выглядит нереалистичным. Хотя допускаю, что мои прогнозы и мнения могут быть опровергнуты в любой момент — мы знаем, как в РФ принимаются такие решения.
Александр Коц, специальный корреспондент холдинга «Комсомольская правда» в горячих точках с 2000 года:
— Планирую отпраздновать день рождения жены, не выезжая в командировки. И в этот день я не жду таких событий. Так как решения о подобных операциях принимает президент страны, а он неоднократно доказывал, что от него бесполезно ждать очевидных решений. Даже если бы такое решение уже планировалось, то наверняка перенесли бы на другую дату после того, как о нем раструбили все западные СМИ. Скорее возможно признание республик Донбасса с последующими двусторонними договоренностями об обеспечении их безопасности по южноосетинскому варианту. Но при этом не исключены самые фантастические варианты.
На мой взгляд, возможна неординарная версия, согласно которой это «договорняк между РФ и США» по разделу страны. Нас обвиняют в агрессии, а весь мир наказывает Украину воздушными блокадами, сеет хаос и безвластие, но потом озаботится безопасностью четырех АЭС: две на западе страны, две — на юго-востоке. В результате мы отодвигаем на запад от наших границ возможное место размещения ракет. Я отношу себя к сторонникам жесткой линии. Нельзя быть белыми и пушистыми, нельзя отступать, если с нами ведут себя агрессивно.
В ОБСЕ обсудят, чем занимается Россия у границ Украины
Украина и другие страны—подписанты Венского документа 2011 года во вторник соберутся на площадке ОБСЕ, чтобы обсудить военную деятельность России. Ранее Москва проигнорировала 48-часовой ультиматум со стороны Киева. На фоне заявлений о неизбежности войны от представителей Украины в понедельник прозвучали и радикальные предложения по поводу того, как ее можно избежать. Так, посол Украины в Лондоне Вадим Пристайко допустил отказ республики от курса на вступление в НАТО. В украинской оппозиции усмотрели в этом «признаки сотрудничества со страной-агрессором», зато в Кремле идею оценили высоко, хотя и воздержались от излишнего оптимизма.