Свалки не вписались в смету
Минприроды РФ выявило завышение цены рекультивации закрытых полигонов в Миассе и Троицке
Стоимость рекультивации 12 свалок в шести регионах России, в том числе двух объектов в Челябинской области, расположенных в Миассе и Троицке, оказалась завышена на 2,3 млрд руб. По данным Минприроды РФ, в сметы необоснованно включались дорогостоящие решения, не всегда обязательные для ликвидации объектов. Эксперты отмечают, что в превышении смет, скорее всего, нет «злого умысла», поскольку проекты готовились до утверждения типовых методик. Однако из-за необходимости корректировки документации могут существенно растянуться сроки рекультивации объектов.
Министерство природных ресурсов и экологии России обнаружило завышение стоимости работ по проектам рекультивации 12 свалок в девяти регионах РФ, в том числе в Челябинской области. Речь идет об объектах в Троицке и Златоусте. Информацию об этом «Ъ-Южный Урал» подтвердили в пресс-службе Минприроды России.
«Общий объем избыточных решений по всем 12 объектам, по оценке специалистов, составил 2,3 млрд руб. Причинами высокой стоимости стало включение в проектно-сметную документацию дорогостоящих решений, которые не всегда обязательны для ликвидации объекта. В частности: многослойные изоляционные экраны, строительство подпорных стенок, активная дегазация, установка обратного осмоса для очистки фильтрата»,— сообщили в федеральном министерстве.
Завершить рекультивацию этих дорогостоящих объектов планировалось в 2023 году в рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Объем федеральных субсидий, которые регионы получают на эти цели, рассчитывается на основе методики и типовых технических решений, утвержденных Минприроды осенью прошлого года. Согласно им, стоимость ликвидации 1 га свалки составляет 25 млн руб. Власти регионов оценили рекультивацию 12 свалок в 8 млрд руб., что почти в два раза больше, чем предусмотрено типовой сметой, сообщат РБК.
Самая сложная ситуация сложилась по шести объектам в Челябинской и Тверской областях, Краснодарском крае и Башкирии. Ликвидацию этих объектов власти регионов РФ оценили в 5,9 млрд руб. Для того чтобы вписаться в смету, расходы по каждому объекту необходимо сократить в 1,6 раза. Минприроды России поручило регионам скорректировать проектно-сметную документацию до середины мая.
Получить комментарий в министерстве экологии Челябинской области по поводу завышения смет на рекультивацию свалок не удалось: в ведомстве обещали предоставить его позже.
Васильевская свалка в Миассе была закрыта в январе 2019 года после 70 лет работы. Площадь участка, подлежащего рекультивации, составляет 9,7 га. По предварительной оценке, там накоплено 1,4 тыс. т отходов. Приступить к рекультивации планировалось еще в прошлом году, однако проект ликвидации в июне 2021 года получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Регулярно жители Миасса сообщают о пожарах на бывшей городской свалке. В последний раз мусор там горел в январе этого года.
Городская свалка в Троицке работала с 1980-го по 2018 год. Ее площадь составляет 15 га. Объем накопленных отходов на момент закрытия составил 4,9 млн кубометров. В марте 2021 года администрация Троицка заключила контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту с ООО «Техэкопроект» (Челябинск) за 7,8 млн руб. Согласно контракту, работы должны быть завершены до 1 апреля 2022 года.
Эксперты считают, что завышение смет, скорее всего, не связано с каким-либо злым умыслом. «Когда оценивалось большинство свалок, еще не было какой-то осязаемой методики оценки. К тому же она не учитывает какие-то географические особенности, она достаточно унифицирована. Поэтому неудивительно, что возникают какие-то расхождения между тем, сколько федеральные власти закладывали, и сколько в итоге вышло. Необходимость корректировки документации может существенно увеличить сроки реализации проектов. Прежде всего, необходимо разобраться с причинами завышения. Во-первых, мог быть завышен объем работ, в этом случае всю документацию придется переделывать. Во-вторых, если были нарушены стоимостные оценки работы, в таком случае сам проект не будут менять, а скорректируют смету»,— говорит директор регионального оператора по обращению с отходами «Центр коммунального сервиса» Захид Камилов. По его словам, реализация проектов может затянуться на сроки от трех месяцев до года.
«Это очень печальная история. Такого быть не должно. К сожалению, в нашей российской практике такое нередко встречается, когда стоимость тех или иных работ оказывается завышена. Для этого должны предприниматься превентивные меры, на стадии формирования сметы и проекта необходим дополнительный контроль, чтобы не терять время. Система должна предусматривать двойной контроль»,— считает председатель комитета по экологии законодательного собрания Челябинской области Михаил Махов.