Над Незалежною безоблачное небо
Украинские авиакомпании нашли страховку от войны
Украинские авиакомпании в основном решили проблемы со страховщиками, возникшие из-за риска военного конфликта Москвы и Киева. Пока частично перебазировать самолеты в ЕС пришлось только «Международным авиалиниям Украины», а остальным компаниям удалось достичь временных договоренностей с европейскими собственниками воздушных судов. Эксперты отмечают, что условия страхования военных рисков могут меняться ежедневно и быть весьма накладными.
Большинство украинских авиакомпаний смогли уладить проблемы со страховыми компаниями, возникшие в конце прошлой недели в связи со слухами об опасности военного конфликта с Россией. Как писал “Ъ” 14 февраля, речь идет о необходимости доплат за страхование военных рисков, причем в ряде случаев страховые компании угрожали разорвать контракты. Из-за этого украинская авиакомпания SkyUp 13 февраля заявила о приостановке продажи билетов, но уже 14 февраля сообщила, что проблема решена.
Как рассказал “Ъ” источник в авиаотрасли Украины, большинство перевозчиков, предположительно, смогли достичь «промежуточных договоренностей» с собственниками самолетов.
«Андеррайтеры (специалисты по оценке рисков.— “Ъ”) не паникеры и не отзывают страховки, и лессоры (лизингодатели.— “Ъ”) понимают реальное состояние дел и не требуют возвратов самолетов, со всех взяли обещание следить за ситуацией и вылететь (на базу собственника.— “Ъ”) по первому зову»,— описывает ситуацию один из собеседников “Ъ”. Совладелец другой компании поясняет, что его страховая компания сообщила о разработке «ежедневных или еженедельных» пакетов страхования военных рисков, но пока не требует их перезаключения. Руководитель еще одного перевозчика уточнил, что его лизингодатель оставил за собой право истребовать суда «в случае чрезвычайной ситуации», добавив, что «мы все равно не потянем долгосрочные "военные платежи"».
Единственной авиакомпанией, которая пока не смогла договориться по всем своим самолетам, стали «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которые «в связи с внешнеполитической ситуацией» вывели по требованию лизингодателя в испанский Кастельон пять своих Boeing 737-800. Еще два таких же лайнера, сообщили в пресс-службе МАУ, направились на техобслуживание в Белград. По данным госреестра гражданских воздушных судов Украины, все выведенные в Испанию и один «белградский» Boeing принадлежат ирландской SASOF III Aviation, еще одним владеет AWAS 36820 Trust (США). Остальные самолеты перевозчика принадлежат Varangian Leasing LLC (США), а также кипрским, ирландским (САТ 2 limited), португальским лизингодателям и латвийскому PrivatBank. Всего во флоте перевозчика 25 воздушных судов, большинство из них продолжили полеты 14 февраля. Руководство МАУ на вопросы “Ъ” не ответило. Но собеседники “Ъ” предполагают, что переброска бортов МАУ в Европу — «временное решение», пока компания не договорится с лизингодателем и страховой.
Авиакомпании могут настаивать, что лизингодатель не может им запретить эксплуатировать самолет в рамках договора, пока все его условия выполняются, говорит заместитель гендиректора по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник.
Угроза или начало военных действий могут привести исключительно к прекращению страховой защиты, но не могут быть основанием для прекращения лизинговых контрактов, подчеркивает господин Кабачник. «Страховое сообщество уже рассматривает Украину как опасную зону и, соответственно, включает ее в так называемый лондонский список исключений, прописанный в полисах страховых компаний,— полеты туда должны согласовываться отдельно»,— уточняет он. В редких случаях, говорит эксперт, лизингодатель имеет право прекратить контракт. Кроме того, могут быть и внедоговорные индивидуальные условия для продолжения полетов. Судя по динамике полетов, сейчас на Украине происходит активный переговорный процесс лизингодателей, страхователей и эксплуатантов. По его словам, на сегодня страховщики поддерживают страховку в силе, «местами с доплатами», и это продолжится, скорее всего, с ежедневным пересмотром условий.
По данным украинских источников “Ъ”, годовое страхование одного самолета в зависимости от емкости и возраста обходится им в $300–350 тыс. Для небольшой авиакомпании и самолета вроде А320 ставки могут достигать $400 тыс., отмечает Илья Кабачник, а для большой авиакомпании цены «на порядок ниже». Стоимость покрытия военных рисков украинские собеседники оценивают в диапазоне $15–50 тыс. Однако ценообразование в зонах повышенного риска, как правило, гораздо сложнее, говорит господин Кабачник. В последней экстренной ситуации, когда талибы (движение запрещено в РФ) в августе 2021 года заняли Кабул, страховка для полетов туда оценивалась для небольшого судна в $20 тыс., а для крупного лайнера могла достигать $200 тыс., указывает господин Кабачник. «Эта сумма выше, чем годовая стоимость страхования рисков, что нормально для такого вида бизнеса»,— отмечает он.
Российских эксплуатантов необходимость покрытия военных рисков в случае начала реальных боевых действий, скорее всего, не затронет, полагает эксперт. По мнению Ильи Кабачника, в этом случае лизингодатели, вероятно, будут угрожать полным отзывом воздушных судов.