Облигации продавили автомобилям капитал
Владельцы лизинговых компаний поддерживают взносами растущий бизнес
Акционеры компаний, специализирующихся на автолизинге, активно их докапитализируют. Причиной стали высокие темпы роста бизнеса, которые давили на показатель соотношения долга, за счет которого фондируют свою деятельность компании, к капиталу. Несмотря на то что для лизингодателей не установлены нормативы достаточности капитала, от этого показателя зависят ковенанты по банковским кредитам, а также их рейтинги, которые позволяют им более дешево занимать на рынке публичного долга.
Собственники крупных частных автомобильных лизингодателей продолжили докапитализировать свои компании. Совкомбанк принял решение внести вклад в имущество «Совкомбанк Лизинг» — 1 млрд руб., следует из сообщения компании. В начале 2022 года он уже докапитализировал компанию на 0,6 млрд руб. В 2021 году крупные взносы от владельцев получили в капитал «РЕСО-лизинг» (1,7 млрд руб.), «Европлан» (1 млрд руб.), «Интерлизинг» (0,5 млрд руб.).
2021 год стал успешным для автолизинга. По оценке «Эксперт РА», объем нового бизнеса в этом сегменте уже на 30 сентября вырос на 65% год к году (см. “Ъ” от 18 ноября 2021 года). При этом за 2020 год объем нового бизнеса в автолизинге вырос на 8%, а в 2019 году — на 26%. Причиной прошлогоднего взлета, по мнению аналитиков агентства, стал «высокий спрос со стороны малого и среднего бизнеса» на фоне дефицита автомобилей и роста их стоимости.
Все докапитализированные компании активны в автолизинге и входят в топ-15 в сегментах лизинга легковых или грузовых автомобилей. За три квартала прошлого года чистые инвестиции в лизинг «Европлана» выросли почти на 42%, до более чем 127 млрд руб. У «РЕСО-лизинг» инвестиции увеличились на треть, до 73,4 млрд руб. «Совкомбанк Лизинг» за первое полугодие нарастил их на 53,4%, до 14,1 млрд руб. У «Интерлизинга» за этот же период рост чистых инвестиций в лизинг составил 22%, которые на 30 июня достигли 16,1 млрд руб. (обе ЛК не публикуют отчетность по МСФО за три квартала).
Две из этих компаний входят в банковские группы, две другие не обладают крупным опорным банком. Но все они активно используют облигационное фондирование для финансирования своей деятельности.
«В кредитных соглашениях с банками-партнерами присутствует ряд финансовых и нефинансовых ковенантов»,— отметили в «Интерлизинге», добавив, что «достигнутый уровень капитализации позволит компании в 2022 году обеспечить значительные темпы роста лизингового портфеля».
Требования по достаточности капитала «Европлан» «выдвигает сам себе, а также это делают банки-кредиторы», рассказал в интервью «Интерфаксу» руководитель компании Александр Михайлов. В Совкомбанке отметили, что докапитализация компании «вызвана высокими темпами роста бизнеса» и она сейчас «не нарушает ковенанты». «Достигнутый за счет докапитализации уровень финансовой устойчивости компании должен быть позитивно воспринят инвесторами и рейтинговыми агентствами»,— заявили в «Интерлизинге». В «РЕСО-лизинг» не ответили на запрос “Ъ”.
666 миллиардов рублей
составлял объем нового бизнеса автолизинга на 30 сентября 2021 года.
У «Европлана» на конец третьего квартала облигационное фондирование составляло 54,2 млрд руб., у «РЕСО-лизинга» — 61,8 млрд руб. У «Совкомбанк Лизинга» на 30 июня 2021 года оно равнялось 8,3 млрд руб., у «Интерлизинга» — 1 млрд руб. «Достаточность капитала является одним из важнейших факторов для лизинговых компаний при присвоении рейтинговым агентством кредитного рейтинга»,— отмечает гендиректор компании «Эксперт Бизнес-решения» Павел Митрофанов.
Таким образом, по его словам, за счет докапитализации лизингодателей акционеры могут поддерживать рейтинг или стремиться его улучшить, чтобы иметь возможность занимать дешевле, в том числе на рынке публичного долга: «Тем не менее сейчас, во время периода повышения ключевой ставки ЦБ, лизинговые компании при обладании выделенными кредитными линиями будут, скорее, использовать банковское фондирование. Однако на перспективу они, естественно, сохранят интерес и к облигационному долгу».