Реестр отчетов прошел переоценку
Минэкономики доработало проект о регистрации трудов оценщиков
Законопроект, предусматривающий создание реестра сведений об отчетах об оценке имущества, доработан Минэкономики. В новой версии, в частности, пересмотрен подход к предоставлению сведений из этого реестра — возможность платного доступа исключена. Также расширяется открытая часть этой «базы» — за счет сведений о прошедшем оценку госимуществе. Кроме того, предусматривается, что новая информсистема будет синхронизирована с другими реестрами — например, сведений о банкротстве. У участников рынка, впрочем, по-прежнему остаются опасения, что принятие законопроекта может обернуться для них проблемами.
Минэкономики доработало законопроект о создании единого реестра отчетов об оценке имущества. Первую версию ведомство представило в марте 2021 года (см. “Ъ” от 15 марта 2021 года). Реестр будет создан на базе одной из информсистем Росреестра (какой именно — определит правительство). Незарегистрированные в реестре отчеты не будут иметь юридической силы, он будет разделен на открытую и закрытую части. Предполагается, что нововведения вступят в силу 1 сентября 2024 года — как поясняют в Минэкономики, это время требуется для их технической реализации.
При доработке проекта несколько изменился подход к предоставлению сведений — в нем уже нет положений о платном доступе к части данных.
Сведения об оценщиках, об основаниях проведения оценки, о видах объектов и определяемой стоимости, а также изменениях в отчете и заключениях на него предоставляются по-прежнему безвозмездно. Список общедоступных данных расширился за счет информации об оценке госимущества (точное описание объекта, стоимость, включая балансовую, цель оценки и сам отчет). Остальные данные могут быть предоставлены только по мотивированным запросам госорганов, при этом закрытой будет и информация, связанная с зарубежными санкциями. Также в проекте появились положения об автоматической синхронизации реестра и с другими системами — в частности, с единым реестром сведений о банкротстве.
В Минэкономики ожидают, что создание реестра позволит аккумулировать сведения об отчетах и сформировать единую информбазу об объектах оценки для дальнейшего анализа.
Кроме того, ведомство рассчитывает, что это снизит возможность недобросовестных действий (например, внесения в отчет изменений после его подписания оценщиком), а также позволит противодействовать обращению на рынке нескольких версий одного отчета, в том числе с существенным расхождением стоимости объекта.
С этими доводами юристы согласны. При этом президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский полагает, что реализация проекта может обернуться серьезными проблемами, а заявленные цели могут быть не достигнуты: «Инициатива была бы полезной, если бы создавался полностью открытый реестр сведений, в котором отображалась и стоимость объектов (без идентификации заказчика и объекта оценки) — это ключевая характеристика, если мы говорим о том, что не должно быть двух отчетов об оценке одного объекта с разной стоимостью». Он напоминает, что у Росреестра уже есть опыт создания информсистем, но «не очень положительный» — например, сводный реестр оценщиков, который «постоянно сбоит». При этом, говорит эксперт, ответственность в случае с реестром сведений об отчетах выше — если он даст сбой, отчет будет недействителен.
Как отмечает президент СРО «Союз "Федерация специалистов оценщиков"» Максим Скатов, саморегулируемые организации скоро должны будут еженедельно отправлять отчетность в Росреестр. Если властям нужно больше данных, то они могли бы расширить список сведений, которые оценщик должен предоставлять в СРО, вместо создания новой базы с введением дополнительных требований к оценщикам, говорит он. Часть таких требований, по его мнению, невыполнимы — например, о предоставлении сведений, связанных с «оспоримостью» данных в отчете, которых у оценщика может не быть, и которые заказчик не обязан ему предоставлять.
Что даст создание реестра
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что главная задача реестра — исключить практику подгонки «задним числом» результатов оценки, что пока достаточно часто встречается. Сейчас, поясняет он, чтобы оценка имела силу, достаточно подписи и печати — с появлением же реестра отчет будет регистрироваться и «поправить его задним числом будет невозможно». Другая цель — контроль нарушений со стороны оценщиков, в частности их оценки «на глаз», преднамеренного завышения или занижения стоимости активов. «Такие нарушения встречаются достаточно часто, тем не менее нужно иметь в виду, что оценщик осуществляет свою деятельность на основании информации о предмете оценки, которая ему предоставляется,— чем меньше данных предоставлено, тем ниже точность результатов его работы, работать зачастую приходится с крупицами информации»,— говорит он.