Статистика выездных налоговых проверок ФНС
Как констатирует ФНС, по результатам анализа периода 2015–2020 годов нарушения ею устанавливаются в 98 выездных проверках из 100 проведенных — разница объясняется добровольным представлением уточненных деклараций в ходе проверок с устранением нарушений. Сами по себе выездные налоговые проверки (ВНП) — явление не слишком частое: количество выездных налоговых проверок имеет постоянную тенденцию к снижению, и за предшествующий внесению поправок год составляет порядка 8 тыс., в то время как в 2015 году проводилось более 30 тыc. проверок в год. Проверяется в среднем 1/10 000 субъектов малого и среднего предпринимательства. За 2020 год в 43,6% случаев при наличии оснований для принятия обеспечительных мер отсутствовало достаточное имущество.
После начала ВНП в 2020 году ушли в процедуру банкротства либо банкротство не могло быть инициировано в связи с отсутствием имущества для финансирования процедуры 1385 налогоплательщиков с суммой долга 56 млрд руб. ВНП сейчас не всегда результативная деятельность в арсенале ФНС: за 2020 год доначислено по ним 195,1 млрд руб. налогов, из них погашено 96,2 млрд руб., или 49% от доначисленных сумм: по крайней мере часть из них (ФНС определяет ее мягко как 20 млрд руб. в год) связана с проблемой выведения активов.
Федеральным законом от 29.09.2019 №325-ФЗ налоговым органам уже предоставлено право залога в силу закона. Всего с момента вступления в силу закона право залога возникло в отношении 38 528 объектов — однако в большинстве случаев необходимости во взыскании залогового имущества не появляется, в связи с добровольным погашением задолженности обеспечительные меры отменяются. За два года установлено только 19 случаев возбуждения дел о банкротстве в целях уклонения от погашения долгов после принятия обеспечительных мер по всей стране. Таким образом, полагают в ФНС, наличие залоговых прав государства мотивирует должника на уход от банкротства к поиску возможностей для восстановления платежеспособности и возмещения причиненного кредиторам ущерба — то есть принятие поправок к НК должно скорее уменьшить число банкротств.
Как подчеркивают в ФНС, предварительные обеспечительные меры являются экстраординарным инструментом и возможны при назначении ВНП, а они назначаются в исключительных случаях. В предлагаемом варианте право на ограниченный арест появляется у налогового органа с только разрешения руководителя центрального аппарата ФНС России или его заместителя в случае, когда проверяемое лицо уплачивает налоги в значительно меньшем размере, чем аналогичные ему налогоплательщики, и только в пределах этого отклонения. Принятые меры немедленно становятся публичными в открытом реестре ФНС России и вносятся в государственные реестры для исключения рисков у контрагентов.