Парацетамольные реки, антигистаминные берега
Загрязнение рек фармацевтическими препаратами достигло критического уровня
Лекарственные препараты, используемые человеком, попадают в реки, и их концентрация в реках некоторых регионов мира уже настолько высока, что «представляет глобальную угрозу для природы и здоровья человека». К такому выводу пришли ученые Университета Йорка, которые провели самое масштабное на данный момент исследование уровня лекарственного загрязнения рек мира.
Как отмечают в своем исследовании ученые Университета Йорка, о вреде фармацевтического загрязнения для экологии и здоровья человека известно уже достаточно хорошо. Однако до сих пор не было данных о том, насколько высока концентрация лекарственных средств в реках планеты.
Чтобы выяснить это, ученые собрали и проанализировали пробы, взятые в 258 реках 104 стран, и установили лекарственный след для территорий, на которых проживает более 470 млн человек. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Лекарственные вещества попадают в реки после того, как их остатки выводятся из организма человека или домашнего животного или вместе со сточными водами фармацевтических фабрик. В страны, где проводилось исследование, были отправлены наборы для получения проб речной воды. Забор воды проводился в 1052 местах: в крупных городах (таких, как Дели, Нью-Йорк, Москва), маленьких деревушках, а также в разных природных и климатических зонах — пустынях, горах, тундре, степях и т. д. В пробах речной воды ученые проверяли наличие и концентрацию более 60 действующих веществ или фармацевтических субстанций (API).
Анализ показал, что концентрация действующих веществ выше всего в реках Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Южной Америки.
Самые «грязные» с точки зрения содержания API пробы были получены из стран с низкими и средними доходами и в тех районах, где имеются серьезные проблемы с системами водоочистки и канализации.
Также было установлено, что чаще всего в речных водах встречается противоэпилептическое средство карбамазепин, противодиабетическое средство метформин, а также кофеин. Эти API были найдены более чем в половине собранных проб.
Больше всего в речной воде парацетамола, кофеина и метформина. А в каждой пятой взятой пробе обязательно находили какой-нибудь из антибиотиков — их концентрация достигала уровня, при котором у бактерий развивается резистентность к ним. Среди веществ, которые ученые обнаружили на всех континентах, за исключением Антарктиды, оказались антидепрессанты циталопрам и венлафаксин, антигистаминные средства цетиризин и фексофенадин, антибиотик триметоприм и анестетик лидокаин.
Самым «богатым» местом по количеству действующих веществ стала река Кайтак в Гонконге — во взятых из нее пробах было обнаружено 34 разных API.
При этом ученые отмечают, что современные технологии позволяют проанализировать содержание в одной пробе только 50–100 действующих веществ, в то время как в мире используется более 2500 субстанций. Кроме того, в пробах обнаружили и запрещенные вещества, такие как кокаин и метамфетамины, причем в опасных для природы количествах, однако данное исследование не ставило целью определить их концентрацию в пробах речной воды.
Для каждого места, где брались пробы, ученые подсчитали показатель суммарной концентрации действующих веществ. И по этому показателю самым «грязным» оказался пакистанский город Лахор, стоящий на берегу реки Рави. Чуть уступают ему по степени загрязнения речных вод в Ла-Пасе (Боливия) и Аддис-Абебе (Эфиопия). В десятку городов с самыми загрязненными водами вошли Дели (Индия), Тунис (Тунис), Букаву (ДРК), Ереван (Армения), Найроби (Кения), Сан-Хосе (Коста-Рика) и Лагос (Нигерия).
Москва по суммарной концентрации API в реках Москва и Яуза находится на 78-м месте между Магомэ (Япония) и Базелем (Швейцария).
Самыми чистыми признали венесуэльскую деревушку Яномами, где живет одно из индейских племен, совсем не пользующееся современными лекарственными средствами, и поэтому в их реке вовсе не было никаких API, а также река Эдлидаау в Исландии, где влияние человека на природу ограничено. Относительно неплохая ситуация в тех странах, где хорошо налажен процесс очистки сточных вод (например, в швейцарском Базеле), а также в странах с большими речными системами, в которых вещества растворяются до низкой концентрации (на отдельных участках Амазонки, Миссисипи, Меконга).
Комментируя результаты исследования, его авторы выражают надежду, что эти данные помогут сконцентрировать усилия правительств на мерах по очистке наиболее загрязненных лекарственными средствами регионов. «Мы знаем, что хорошая канализационная и водоочистная системы — ключевое звено в минимизации концентрации фармацевтических субстанций, хотя не обязательно это полностью уничтожит их,— говорит ведущий автор исследования Джон Уилкинсон.— Однако все это крайне дорогостояще, поскольку требует масштабной инфраструктуры».