Компенсация разгонов
Суд заслушал стороны по иску МВД против Ирины Фатьяновой
В Дзержинском районном суде вчера, 15 февраля, состоялось заседание по иску МВД к экс-кандидату в депутаты ЗакСа Ирине Фатьяновой. Полиция требует от нее почти 4 млн рублей за работу полиции на зимних митингах 2021 года в поддержку Алексея Навального. Представительница госпожи Фатьяновой Варвара Михайлова подала на иск 25 страниц возражений, отмечая в первую очередь, что охрана правопорядка на любых мероприятиях — прямая обязанность полиции, а не бремя. МВД считает, что вина ответчика доказана, так как суд ранее признал ее организатором зимних акций протеста. Следующее заседание состоится 6 апреля.
Требования возместить 3,9 млн рублей затрат на работу силовиков во время январских митингов (23 и 31 января) в Петербурге поступили в суд в конце декабря 2021 года. Полиция считает, что 1391 сотрудник, вызванный для пресечения акций протеста в поддержку политика Алексея Навального, должен получить компенсацию от Ирины Фатьяновой. МВД считает ее организатором акций, так как в период протестов она возглавляла штаб Алексея Навального в Петербурге (Общественное движение «Штабы Навального» российский суд признал экстремистской организацией).
Всего на иск было подано 25 страниц возражений. Адвокат Варвара Михайлова, представлявшая интересы госпожи Фатьяновой, отметила основные моменты: госпожа Фатьянова не могла быть организатором акции 31 января, так как отбывала арест за акцию 23 января; она не имеет отношения к количеству призванных на работу сотрудников. Эти и ряд других обстоятельств позволяют отказать МВД в удовлетворении иска, считает защита.
Как выяснилось, полиция стянула не только патрульных и спецов по разгонам мирных акций протеста, но также батальон по охране диппредставительств, сотрудников отделений по противодействию незаконному обороту подакцизных товаров, отделений по установлению личности неопознанных трупов и многих других специфических силовиков. Представитель МВД пояснил, что они универсальны и тоже годятся для массовых задержаний.
Кроме того, отмечает госпожа Михайлова, обеспечение безопасности на массовых акциях — неважно, согласованные они или нет — является прямой обязанностью полиции. «Они сами решили вывести такое количество сотрудников. Они потратили деньги, которые были заложены в бюджете именно на эти цели — работу во внеурочное время. Выполнение прямых обязанностей не может быть убытком»,— говорит защитница.
Госпожа Фатьянова считает, что петербургское МВД просто подсмотрело практику подачи исков у коллег из других регионов. «Конечно, есть цель создать неудобства, ведь в случае удовлетворения такого иска мне заблокируют счета. Может, они считают, что я могу собирать какие-то пожертвования на российские карты»,— говорит экс-кандидат в ЗакС города. При этом она отмечает, что если бы над ней не висела угроза уголовного дела, то один лишь этот иск не заставил бы ее покинуть Россию. Ирина Фатьянова находится в Грузии, куда она уехала на фоне возбуждения уголовных дел на бывших глав штабов в разных регионах России.
Юрист Анастасия Буракова подчеркивает, что вся работа всех полицейских уже оплачена из бюджета. «Эта практика встречается в России — наказание рублем. Человек из оппозиции просто не может потянуть такую сумму, а также не может объявить себя банкротом. Это порождает блокировки счетов, невозможность выезда за границу. При этом мы (граждане России — «Ъ-СПб») уже оплатили работу полицейских из бюджета. Работа во внеурочное время предусмотрена, у них ненормированный график»,— отмечает эксперт.
Аналогичный иск, например, был подан полицией в Кемерово в отношении экс-главы местного штаба Навального Станислава Калиниченко и активистки штаба Елизаветы Славинской. Центральный районный суд региона отказал полицейским в компенсации более 750 тыс. рублей, признав, что охрана порядка входит в их обычные обязанности.
Во время акций протеста 23 и 31 января в Петербурге полиция действовала особенно жестко, а количество задержаний превысило рекорды предыдущих лет. 23 января в отделах оказалось порядка 600 человек (см. “Ъ” от 24.01.21), 31-го — более 1300 (см. “Ъ” от 31.01.21). Сотрудники полиции нападали на журналистов, отправляли их в отделы, а некоторых — избивали.
Заседание в Дзержинском районном суде продолжится 6 апреля. На нем МВД должно обосновать свои расчеты, а защита предоставит справки об отбытии ареста госпожой Фатьяновой.