Верховный вагоновожатый

Трамвайный комплекс Перми попытаются модернизировать с помощью федеральных средств

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Пермский край планирует принять участие в федеральной программе модернизации городского электротранспорта. Если Минтранс РФ одобрит заявку региона, то трамвайный комплекс Перми (МУП «Пермгорэлектротранс») передадут в концессию федеральному оператору, который с привлечением бюджетных кредитов, средств ФНБ и госкорпорации «ВЭБ.РФ» отремонтирует трамвайные пути, реконструирует депо «Балатово» и закупит новые вагоны. Эксперты считают, что если заявка все же будет одобрена, то у региона появится хороший шанс обновить транспортную инфраструктуру, не расходуя собственные средства.

В минувший понедельник, 14 февраля, Пермский край направил в Минтранс РФ заявку на участие в федеральной программе модернизации городского электротранспорта. Об этом сообщил вчера на заседании регионального правительства министр транспорта Прикамья Андрей Алякринский.

По словам господина Алякринского, в рамках проекта запланирована комплексная модернизация трамвайной сети краевой столицы. «Она включает в себя капитальный ремонт более 50 км трамвайных путей, реконструкцию депо “Балатово”, обновление подвижного состава — 50 вагонов, модернизацию десяти тяговых подстанций»,— поделился министр. Инвестиции в проект оцениваются в сумму свыше 15 млрд руб. Его планируется реализовать путем передачи трамвайного комплекса Перми в концессию с привлечением инфраструктурного кредита из федерального бюджета. «В 2022 году должно быть заключено концессионное соглашение с одним из федеральных операторов на данном рынке»,— заявил глава краевого минтранса. Если федеральные власти подтвердят участие региона в программе, то ремонтные работы и обновление трамвайного парка начнутся уже в этом году.

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин отметил, что проект очень важен и является одной из главных составляющих транспортной реформы, реализуемой в регионе. «Надеюсь, что заявка будет удовлетворена и мы получим поддержку федерального центра. По сути, это будет обновление электротранспорта краевой столицы если не на 100%, то близко к этому значению»,— сказал господин Махонин.

Программа модернизации электротранспорта была анонсирована в конце прошлого года. Она рассчитана на пять лет, ее общий бюджет оценивается в 400 млрд руб. Планируется, что в программе примут участие 13 городов. Среди них также — Владивосток, Иркутск, Ярославль, Краснодар, Красноярск, Тверь, Саратов, Уфа, Нижний Новгород, Южно-Сахалинск, Ростов-на-Дону и Курск. Каждый город-участник претендует на разную сумму для реализации своих проектов. Так, по информации «Ъ», Нижний Новгород подал заявку на 42,5 млрд руб., Курск — на 12,4 млрд руб. Во всех городах проекты будут реализованы в рамках концессий — региональных или муниципальных. В качестве источников финансирования рассматриваются инфраструктурные бюджетные кредиты, средства Фонда национального благосостояния (не более 25% стоимости проекта) и инвесторов (до 50%), а также кредиты госкорпорации «ВЭБ.РФ».

Сегодня трамвайным парком Перми управляет МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ). В настоящее время в городе действует восемь трамвайных маршрутов. Общая протяженность путей и контактной сети составляет около 110,5 км. По информации на сайте муниципального предприятия, по состоянию на 2021 год на его балансе находилось 154 трамвайных вагона. В рамках транспортной реформы, которая стартовала в Перми в 2019 году, проводилось обновление подвижного состава ПГЭТ. В 2019–2021 годах для его нужд было закуплено 24 новых вагона.

Это уже не первая попытка региона модернизировать систему пермского электротранспорта, передав ее в концессию. В 2018 году озвучивалась идея заключить концессионное соглашение со столичным ОАО «Центральная ППК» — крупнейшим пригородным железнодорожным перевозчиком России. Предполагалось, что компания инвестирует в строительство новой или реконструкцию старой трамвайной инфраструктуры, а взамен получит возможность осуществлять перевозки, чтобы компенсировать свои вложения. Эти планы так и не были реализованы.

В 2020 году краевые власти подписали соглашение о сотрудничестве с екатеринбургской компанией «Синара — транспортные машины» («СТМ»). Документ предусматривает строительство на условиях ГЧП новых трамвайных линий в Перми, обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры.

По данным источника, близкого к городским властям, представителей «Синары» давно не видели в Перми и в ее интересе в мэрии не уверены.

Экс-начальник комитета по транспорту администрации Перми, бизнесмен Олег Боровик не видит необходимости в привлечении концессионера к модернизации трамвайного комплекса города. «Я думаю, что на данный момент муниципалитет сам хорошо с этим справляется. В рамках транспортной реформы трамвайный парк и так хорошо обновился за довольно короткие сроки»,— отмечает господин Боровик.

Председатель комитета Пермской думы по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами Михаил Бесфамильный считает идею передать трамвайное хозяйство в концессию федеральному оператору удачной. «В Перми довольно слабо развита инфраструктура, в том числе транспортная. Однако ни в городском, ни в краевом бюджете объективно нет необходимого объема средств, чтобы быстро и качественно ее развивать. И если это можно сделать с помощью других механизмов, в данном случае такой федеральной программы, то нужно этим пользоваться»,— полагает господин Бесфамильный.

Екатерина Артемова

Вся лента