Соль не тянет
Производителям не хватает локомотивов для отправки продукции
Крупнейший российский производитель соли оренбургская «Руссоль» столкнулась со сложностями при отправке продукции. Из-за нехватки локомотивной тяги у ОАО РЖД компания в январе не смогла отгрузить около 20% соли, что привело к снижению запасов у потребителей. Вмешаться в ситуацию «Руссоль» просит премьера Михаила Мишустина. В ОАО РЖД уверяют, что парк локомотивов в достаточном количестве.
Директор крупнейшего российского производителя соли оренбургской «Руссоли» Сергей Черный попросил премьера Михаила Мишустина обратить внимание на сложившуюся в ОАО РЖД ситуацию с доставкой соли до потребителей. Копия письма от 4 февраля есть у “Ъ”.
Как сказано в обращении, с начала 2022 года на путях станции Илецк-1, недалеко от месторождения «Руссоли», ежесуточно простаивает до десяти поездов с вагонами компании — в основном из-за отсутствия локомотивной тяги. В результате в январе «Руссоль» не вывезла 18% готовой продукции — 240 вагонов.
Проблема с каждым днем становится хуже и распространяется по всей сети ОАО РЖД, говорится в письме.
Сергей Черный пишет, что «Руссоль» обращалась по вопросу в Минтранс и ОАО РЖД, но ситуация не меняется. Как отмечается в письме, в ОАО РЖД сложности объясняют поломками локомотивов, несвоевременными ремонтами, нехваткой людей и запчастей. Кроме того, продолжают в «Руссоли», ОАО РЖД отдает приоритет контейнерным поездам, которые едут по скоростному графику без ограничений.
Как отмечается в письме «Руссоли», несвоевременный вывоз продукции уже привел к сокращению запасов у некоторых потребителей до минимума. По словам представителя компании, задержки есть как с отгрузками технической, так и пищевой соли и могут затронуть потребителей по всей стране.
«Руссоль» объединяет Илецкое, Баскунчакское и Усольское месторождения с общими запасами более 4,5 млрд тонн. По итогам января—июня 2021 года компания выпустила более 1,2 млн тонн соли, заняв 42,6% российского рынка.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков поясняет, что соль для промышленных потребителей отгружается в огромных объемах и перевозится исключительно железнодорожным транспортом. А ввиду проблем в отрасли автомобильных перевозок найти замену вагонам для доставки соли тоже проблематично, отмечает он. В «Ленте» заявили, что наблюдают проблемы с поставками соли от ряда производителей, часть из которых попросили приостановить отгрузки. Проблем с наличием товара нет за счет перераспределение ассортимента. В «Магните» не получали уведомлений о задержках с поставками соли, у Auchan проблем с поставками нет.
В пресс-службе правительства заявили “Ъ”, что направили письмо «Руссоли» в Минтранс и ОАО РЖД. В Минтрансе подтвердили, что обращение на рассмотрении. В ОАО РЖД заявили “Ъ”, что «Руссоль» в январе увеличила погрузки соли по Приволжской железной дороге на 44,7%, а по Восточно-Сибирской — рост на 77,3% год к году.
В Астраханском регионе, где находятся предприятия «Руссоли», нет контейнерного транзита, а основные потери компании зафиксированы по станции Илецк-1, не входящей в зону ответственности ОАО РЖД.
Парк локомотивов — в достаточном количестве, добавляют в монополии.
Источник “Ъ” на рынке говорит, что в основном «Руссоль» перевозит свою продукцию вагонами Федеральной грузовой компании (ФГК; входит в ОАО РЖД), которая предлагает доступную ценовую политику, потому на вагоны ФГК образуется высокий спрос. Другие операторы, говорит собеседник “Ъ”, как правило, не готовы предоставлять парк на предлагаемых компанией условиях. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин отмечает, что существенных срывов железнодорожных поставок у членов союза не было. Бывают рабочие моменты, из-за пандемии не хватает людей, но в целом работа идет, добавляет он.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов отмечает, что соль — самый дешевый продукт на полке магазинов, а большая часть стоимости приходится именно на доставку, потому в логистике имеет значение «каждая копейка». Проблема с нехваткой локомотивной тяги существует не первый год и может быть связана с отсутствием в этой сфере частных инвестиций, отмечает он.