Цифровизация повышает котировки
Трансформировавшиеся компании догоняют «цифровых аборигенов»
Около трети крупных «традиционных» мировых компаний из рейтинга S&P Global 1200 успешно проводят цифровизацию и уже способны конкурировать с «цифровыми аборигенами» — фирмами, основанными уже в цифровую эпоху, подсчитали в BCG. Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ), в свою очередь, выявили в своем исследовании, какие сектора мировой экономики отстают по показателю «цифровой зрелости» от лидеров — производителей полупроводников, электроники и лекарств.
Компания BCG в своем новом исследовании отмечает, что 28% фирм из рейтинга S&P Global 1200, которые изначально не работали в цифровой среде, но смогли успешно адаптироваться к ней (среди примеров — Adidas, L’Oreal, Schneider Electric, KLM, Diageo), смогли обойти значительную часть своих конкурентов. В период с 30 ноября 2018 года по 30 ноября 2021 года рост цен на акции адаптировавшихся к цифре компаний опережал рост индекса S&P примерно на 50%. В то время как нецифровизированные компании (а это две трети списка S&P Global 1200) отставали от индекса примерно на 50%.
В BCG отмечают, что цифровизированные традиционные компании сегодня способны конкурировать с «цифровыми аборигенами» (PayPal, Tesla, Unity, Spotify) — последние, впрочем, за трехлетний период опередили в росте стоимости индекс S&P примерно на 150%.
Лидерами среди компаний (опережали индекс на 200%) являются «гипермасштабируемые игроки» — «цифровые аборигены», которые успешнее конкурируют на рынке за счет доступа к большим объемам данных и работы на глобальных платформах. По прогнозу BCG, в течение следующих 5–10 лет источником около 60% общего акционерного дохода цифровизированных традиционных компаний из топ-квартиля будет рост доходов — по сравнению с текущими 22%. В результате они смогут приблизиться по этому показателю к «цифровым аборигенам», у которых показатель составляет 76% сейчас и 79% в будущем.
В BCG, опросив более 950 топ-менеджеров, выделили пять показателей высшего уровня цифровизации («бионическая модель»). Это лидерство с фокусом на целенаправленную цифровую стратегию, способствующая инновациям культура, гибкая операционная модель, цифровые и информационные платформы на базе открытой архитектуры, способность работать с цифровыми мировыми талантами. Абсолютными лидерами по этим показателям являются «гипермасштабируемые игроки» (Amazon, Google, Alibaba Group, Apple), среди которых доля фирм с высокой «бионической зрелостью» варьируется от 60% до 80% в зависимости от показателя.
Адаптировавшиеся к цифровой среде традиционные фирмы (24–58% «бионически зрелых») при этом несильно отстают от «цифровых аборигенов» (30–64%) и заметно оторвались от нецифровизованных компаний (1–17%).
В другом исследовании — ВЭФ и Совета по экономическому развитию Сингапура (EDB) — на базе данных из примерно 600 предприятий из 30 стран проанализирована неравномерность цифровизации в промышленности. Аналитики изучили состояние в 14 секторах этой отрасли на предмет их «цифровой зрелости». Ее высокий уровень выявлен в таких секторах, как производство полупроводников и электроники, логистика, производство энергии, химпром. При этом внутри каждого этого сектора выявлен высокий уровень неравномерности цифровизации.
В автомобильной и аэрокосмической отраслях, в сфере медицинских технологий и в фармацевтике развитие происходит значительно равномернее — при относительно высоком уровне цифровизации. Текстильная и пищевая промышленность, машиностроение и производство оборудования получили от ВЭФ самые низкие оценки цифровой «зрелости» — при равномерном цифровом развитии внутри каждого сектора. Нефтегазовый сектор оказался единственным с высоким уровнем неравномерности цифрового развития и относительно низким уровнем «цифровой зрелости».