Нажми на НАТО — получишь результат
Сергей Лавров объяснил, чем Россия занималась последние три месяца
Минобороны и МИД РФ во вторник продолжили посылать сигналы деэскалации. Военные объявили о начале возвращения подразделений Западного и Южного округов в места постоянной дислокации. А министр иностранных дел Сергей Лавров сыронизировал по поводу ожидающих вторжения России на Украину западных коллег. И с удовлетворением отметил: стоило России всерьез «нажать» на Запад, как там откликнулись на многие ранее отвергавшиеся ее инициативы. Теперь стало понятнее, что это было.
Состоявшиеся в понедельник беседы президента РФ Владимира Путина с Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу, где было заявлено о скором окончании военных маневров и готовности продолжать диалог с США и НАТО (см. “Ъ” от 15 февраля), успокоили не всех. В Пентагоне сообщили, что Россия выдвинула артиллерийские и ракетные установки «на огневые позиции», а в британском МИДе объявили, что российское вторжение на Украину может состояться «в любой момент».
На фоне продолжающегося ожидания апокалипсиса в Москве, видимо, решили, послать еще несколько сигналов о деэскалации.
Главную новость сообщил представитель Минобороны Игорь Конашенков, объявивший: военные Западного и Южного округов, принимавшие участие в учениях, возвращаются в места постоянной дислокации.
«Подразделения, выполнившие задачи, уже приступили к погрузке на железнодорожный и автомобильный транспорт и сегодня начнут движение в свои воинские гарнизоны. Отдельные подразделения совершат марши своим ходом в составе воинских колонн»,— уточнил он. Позже Минобороны опубликовало фото и видео выдвижения личного состава в районы железнодорожных станций, а также погрузки боевой техники на эшелоны. В ведомстве также сообщили, что военные атташе, аккредитованные в Минске, в субботу смогут наблюдать за последним этапом российско-белорусских учений «Союзная решимость».
Напомним, США и их союзники неоднократно высказывали опасения в связи с проводимыми Россией масштабными военными учениями, заявляя, что маневры могут быть прикрытием для готовящегося вторжения на Украину.
Следующую дозу успокоительного выдал МИД. На пресс-конференции по итогам переговоров с действующим председателем ОБСЕ, главой МИД Польши Збигневом Рау “Ъ” спросил Сергея Лаврова, означает ли возврат военных на базы, что назначенное Западом на 15–16 февраля «российское вторжение» отменяется или оно и не планировалось. Ответ главы МИД РФ был подчеркнуто неэмоциональным: «Учения, которые Россия проводит, подчеркну, на своей территории и в соответствии с собственными планами, начинаются, осуществляются и завершаются строго в соответствии с заранее согласованным графиком». Делается это, по его словам, «независимо от того, кто и что думает, кто и как истерит, разворачивая информационный терроризм». «Короче говоря, караван идет»,— добавил Сергей Лавров.
Из его дальнейших комментариев следовало, что Россия намеренно демонстрировала силу, чтобы на Западе не сомневались в серьезности ее настроя. Напомним, на фоне масштабных военных учений Россия передала США и НАТО проекты договоров, потребовав от них отказаться от расширения альянса (прежде всего за счет Украины), дать гарантии неразмещения в Европе угрожающих РФ ударных систем и отвести силы НАТО на позиции 1997 года. Письменный текст сопровождался устным ультиматумом: не выполните эти условия, последует военно-технический ответ. Вашингтон и его союзники отвергли ключевые требования Москвы, но согласились договариваться по ряду аспектов контроля над вооружениями, предотвращению инцидентов и укреплению доверия — темам, которые Россия на протяжении последних нескольких лет продвигала без особого успеха (“Ъ” подробно писал об этом 14 февраля).
«Стремительность, с которой НАТО поменяло позицию, говорит о том, что не все в этом блоке потеряно. Они могут признавать очевидное, когда на них всерьез нажимают»,— с удовлетворением отметил Сергей Лавров.
Он напомнил: Владимир Путин еще в 2019 году предложил ввести мораторий на размещение ранее запрещенных ракет средней и меньшей дальности. Но до недавнего времени на Западе публично называли эту идею «неприемлемой и незаслуживающей доверия». «Даже слушать не захотели,— посетовал Сергей Лавров.— Никто не ответил, кроме президента Франции, но и он сказал только, что идея "неплохая", но остальные натовцы не хотят ее обсуждать».
В ответе же США и НАТО на выдвинутые Россией в декабре требования практически все ранее отвергнутые российские предложения, включая необходимость не размещать ракеты средней и меньшей дальности, по словам Сергея Лаврова, «воспроизведены как инициатива уже наших партнеров». «Запад ответил, когда понял, что мы всерьез ведем разговор о необходимости радикальных перемен в сфере евробезопасности. Ответил позитивно на инициативы, которые долгое время отвергал»,— констатировал глава МИД РФ.
В то же время он подчеркнул, что это не «конец истории». В ближайшее время США и НАТО будет передан десятистраничный ответ на их ответ. Бумаги, как и декабрьские проекты договоров, будут выложены в открытый доступ. Отказываться от триады ключевых требований Россия, как следует из комментария Сергея Лаврова, при этом не намерена. Москва продолжит поднимать эти вопросы в диалоге с Западом, настаивая на зафиксированном в документах ОБСЕ принципе неделимости безопасности. В то же время, по его словам, будут вестись консультации «по согласованию подходов по специфическим вопросам, будь то ракеты средней и меньшей дальности или меры по снижению военных рисков».
«Думаю, что благодаря усилиям на всех этих направлениях в комплексе можно выработать неплохой пакетный результат»,— подытожил Сергей Лавров.
Искомого результата на украинском направлении между тем и в результате трехмесячного дипломатического и силового давления России добиться не удалось: киевские власти не спешат выполнять Минские договоренности по Донбассу и не отказываются от устремления в НАТО. Но Москва, судя по всему, продолжит искать нужные кнопки (об инициативе Госдумы о признании самопровозглашенных республик Донецка и Луганска в качестве суверенных государств см. статью).