Возраст вакцине не помеха

Насколько сложно найти детей для испытания прививки от COVID-19

В Москве не нашлось детей, подходящих для исследований «Спутника М». Клинические испытания препарата для возрастной категории от 6 до 11 лет должны начаться в середине марта. Как сообщил глава Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург, во время предскрининга во всех образцах обнаружились антитела к COVID-19. Это говорит о том, что практически каждый ребенок, живущий в столице, уже сталкивался с коронавирусом, хотя некоторые даже не заметили этого.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Это на своей практике подтверждают и врачи. Особенно много пациентов было с появлением штамма «омикрон», сообщил кандидат медицинских наук, педиатр Европейского медицинского центра Владислав Жаринов: «Заболеваемость была колоссальная и даже, наверное, тотальная. Абсолютно уверен, что в официальную статистику попадала лишь малая толика детишек, потому что большинство просто болели, никуда не обращались.

Либо один человек из семьи мог быть зарегистрирован официально, а все остальные, особенно несовершеннолетние, болели, но им не проводили какие-либо тесты. Так как "омикрон" протекал очень легко, то под маской обычного ОРВИ практически все это так и переносилось. Это было похоже на банальные сопли, кашли, ларингиты. Поэтому коллективный иммунитет равен почти 100%. И среди детей, наверное, тоже».

Ученые из Центра имени Гамалеи намерены запустить клинические исследования, как и планировали, через три недели. Чтобы найти добровольцев, даже рассматривали вариант поиска детей без антител в отдаленных областях. Но оказалось, что организационно это непросто. Алла Денисова, возглавляющая компанию «Торговый дом Аллерген», которая занимается иммунологическими препаратами, считает, что в ближайшие месяцы найти школьника без антител будет практически невозможно. Дети постоянно получают естественную ревакцинацию, полагает эксперт:

«Для клинических исследований они должны быть без антител. Практически все школьники уже переболели. Где-то в более маленьких городах, наверное, есть те, кто не был инфицирован, а в миллионниках, думаю, почти все перенесли коронавирус. Мой сын переболел год назад — титр у него только рос. Если через два месяца после болезни у него было 350, то сейчас 700. Все время идет подхлест, все равно болеют учителя, то есть они все время сталкиваются с инфекцией».

Центр имени Гамалеи вынужден был переписать протокол ведения клинических исследований и поднять нижнюю границу по антителам. Решено допустить добровольцев с уровнем до 100 международных единиц BAU. Но некоторые эксперты считают, что разработчикам вакцины вообще следует отказаться от испытаний «Спутника М». Очевидно, что вакцинация подростков — не первостепенный вопрос, полагает инфекционист, педиатр, главный врач клиники «Лидер-медицина» Евгений Тимаков:

«Вопрос в том, нужна ли вообще массовая вакцинация детей от коронавирусной инфекции, если мы все уже переболели. Поэтому нужно перенаправлять научные исследования в сторону изучения стойкости и длительности детского иммунитета, его эффективности через полгода-год. Параллельно в спокойном режиме следует разрабатывать вакцину, которая в будущем, если вдруг вирус будет мутировать, понадобится для того, чтобы защитить подростков. Наверное, придется тестировать препарат на детях с иммунитетом и смотреть, как он стимулирует его подъем на какой-то более долгий срок.

Доказано, что защита у несовершеннолетних более длительная и стойкая, и активно формируется T-клеточный иммунитет, который нам очень нужен в борьбе с COVID-19. Уровень 100 BAU — это просто усредненный показатель, который по количеству антител может быть недостаточен, чтобы защититься от инфекции. Но я вам скажу так: число антител вообще может не влиять на заразность коронавируса. Люди заболевают и с 5 тыс. BAU, и с 1 тыс., поэтому смотреть нужно не только на титр, но и на другие компоненты иммунной системы. Их более тысячи, и все они влияют на течение инфекционного процесса».

Клинические испытания вакцины «Спутник М» рассчитаны почти на два года. Завершиться они должны в декабре 2023-го. В исследовании будут участвовать более 2 тыс. добровольцев. Прежде в Центре имени Гамалеи сообщали, что среди побочных эффектов после вакцинации подростков выявили лишь небольшое повышение температуры до 37,4 градуса.

Светлана Белова

Вся лента