На полкартона выше
Цены на продукцию переработки древесины продолжают расти
Цены на продукцию лесопромышленного комплекса (ЛПК), немного снизившись к концу 2021 года, в начале 2022 года снова начали расти. Основными причинами на рынке называют высокий спрос после пандемии, а также подорожавшее сырье и транспорт. Отраслевые игроки ожидают охлаждения рынка только к концу года.
Наиболее востребованная в рамках пандемии продукция переработки древесины — картон и фанера — по итогам 2021 года подорожала на 50–60%, свидетельствуют данные крупнейших производителей, опрошенных “Ъ”. Пик стоимости большинства товаров ЛПК пришелся на конец третьего квартала. В ритейле стоимость продукции увеличилась еще сильнее. Так, например, фанера березовая формата 1525x1525х12 мм на складе в Москве к сентябрю 2021 года подорожала в 2,6 раза — до 48,3 тыс. руб. за квадратный метр (без НДС), а ламинированная березовая фанера формата 1220x2440х6 мм — в 2,8 раза, почти до 150 тыс. руб. При этом в декабре цены скорректировались в среднем на 17%, свидетельствуют данные мониторинга WhatWood.
В период пандемии и посткоронавирусного восстановления экономики резко вырос спрос на упаковку из-за быстрого роста онлайн-торговли. Это привело к росту цен на бумагу и картон (см., например, “Ъ” от 3 ноября 2021 года). Одновременно рост спроса в строительном сегменте вызвал рост цен на соответствующие древесные материалы (см. “Ъ” от 19 ноября 2021 года).
Как поясняют в крупнейшем мировом производителе фанеры «Свеза», рост цен объясняется тем, что после потрясений 2020 года потребность покупателей в фанере резко выросла.
По оценкам компании, мировой рынок березовой фанеры в 2021 году вырос примерно на 5%, до 5,5 млн кубометров. При этом, уточнил “Ъ” директор по маркетингу «Свезы» Святослав Сарсон, в стоимостном выражении в евро этот глобальный сегмент увеличился на 73%.
Дисбаланс спроса и предложения привел к увеличению стоимости продукции, которое ощущалось большую часть года и достигло пика в сентябре, отмечают там. Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на рынок, стал резкий дефицит сырья, с которым столкнулись все крупные рыночные производители. При этом цены на сырье выросли в 2021 году в среднем более чем на 60%. Усугубила проблему и ситуация на логистическом рынке — общемировой дефицит контейнеров, а также авария сухогруза в Суэцком канале привели к задержкам в поставках, а стоимость грузоперевозок выросла в среднем на 85%, отметили в «Свезе». Как пояснил “Ъ” директор компании по закупкам и логистике Борис Диденко, сырье дорожало из-за резкого роста спроса на фанерный кряж, обусловленный высоким спросом и низкими входящими складскими запасами сырья у производителей. Дополнительным фактором послужил приоритет заготовки хвойной древесины в первом квартале 2021 года, хотя в этом сегменте также наблюдался рост спроса и нехватка сырья. Важную роль сыграл рост экспорта березового фанерного кряжа и шпона, который составил 36% и 32% соответственно.
При этом, отмечает эксперт, если в конце 2021 года наметилось небольшое снижение спроса на сырье и падение цен, то с началом 2022 года цены, как и год назад, снова начали расти.
В дальнейшем, отмечает господин Диденко, важную роль могут сыграть протекционистские меры российского правительства по ограничению (пошлинами или запретами) экспорта березового фанкряжа и шпона.
По словам топ-менеджера, особенно актуально это стало бы на фоне пошлин ЕС на российскую фанеру, которые способствуют росту объемов экспорта фанерного сырья из России.
Сектора картона снижение цен пока не коснулось, отмечает один из участников лесопромышленного сектора. По его словам, пока его стоимость зафиксировалась в Европе, но в России этот продукт продолжает дорожать. Собеседник “Ъ” поясняет, что на внутреннем рынке производители с весны прошлого года не повышали цены на различные виды картона, а теперь наверстывают упущенное. По его прогнозу, такая тенденция сохранится в первом полугодии, а во втором рынок картона также может ожидать охлаждение.
Елизавета Духовная из WhatWood связывает рост цен на картон с существенным увеличением производственных расходов компаний на химикаты и логистику. Она не ожидает в начале 2022 года активного рыночного спроса на фанеру, однако отмечает, что в период высоких цен 2021 года мог сложиться отложенный спрос, который будет реализован в текущем году.