«Сердце города»
Юлия Пашковская о Гранд Отеле Европа
К праздникам здесь подготовились серьезно, как и подобает 147-летнему эксперту в гостеприимстве. В лобби-баре подают дуэт напитков: коктейль с ароматом миндального ореха, легкой кислинкой и воздушной текстурой взбитого белка — для дам; крепкий коктейль на основе коньяка — для господ. И оба с нотой абрикоса, ведь в древности этот плод считался сильным афродизиаком. К напиткам прилагается свиток с любовной лирикой. Можно почитать друг другу, а можно попросить бармена продекламировать. И конечно, радует гостей шоколадный цех — шкатулками из шоколада, наполненными шоколадными же сердцами, а шеф-кондитер Дмитрий Шибков придумал золотую коробку с клубникой в глазури и печеньями с признаниями. В кафе «Мезонин» подают трюфели из бельгийского шоколада, конфеты с начинками, а также торт брауни с пропиткой из коньяка. Юлия Пашковская, генеральный директор Гранд Отеля Европа, рассказала «Стиль. Подарки», как отелю удается впечатлять гостей вот уже почти полтора века.
—Насколько плотно Гранд Отель Европа интегрирован в повседневную жизнь Санкт-Петербурга?
—Очень плотно, и так было всегда. Гранд Отель Европа — это, можно сказать, сердце города. Когда отель открылся, он считался очень прогрессивным — кроме гостиницы и ресторанов здесь функционировали парикмахерская, ателье, прачечная, оборудованная по последнему слову техники того времени: она находилась на последнем этаже здания, чтобы пар от белья не беспокоил постояльцев. Кстати, ресторан «Европы» был первым в городе, куда провели электричество. В отеле бывал император, потом одно время размещались квартиры для партийных работников, в помещении нынешнего зала «Крыша» даже функционировал приют для беспризорников, точнее, школа, классы в которой отделялись коврами отеля. Преподавательский состав был феноменальный, к слову, одним из учителей был дедушка Михаила Борисовича Пиотровского, директора Эрмитажа. Мне бы хотелось отметить, что отель всегда оставался отелем, но есть исключение — в трагические годы, с 1941-го по 1943-й, в здании развернули госпиталь. В ресторане «Европа» была палата для прооперированных пациентов. Но, кроме этих печальных лет, все остальное время ресторан был рестораном, куда ходили и продолжают ходить жители Петербурга. До сих пор сильна традиция наших бранчей.
—Правда ли, что здесь снимались сцены «Вертинского»?
—В отеле часто снимают кино. И драку Есенина в берлинском ресторане, и фильм об Анне Павловой. В том числе, вы правы, и эпизоды встречи Вертинского с Марлен Дитрих. В нашем центральном зале «Лидваль» появилась кровать, чтобы изобразить спальню госпожи Дитрих. Но, признаюсь, мы не очень охотно допускаем съемочные группы в наши интерьеры — съемки осложняют работу.
—За последние два года вернулась мода на вечеринки в отелях, как когда-то в 1920-е годы. В Гранд Отеле тоже были такие?
—Да, у нас была чудесная камерная свадьба — жених, невеста и музыканты. Очень популярны были наши номера с террасами, и до сих пор тенденция встречаться и устраивать мероприятия в люксах осталась. У нас несколько президентских люксов, и в главном номере «Империал» есть обеденный стол, рояль, бар, мы проводили там камерные концерты, встречи с интересными людьми. Недавно Veuve Clicquot представляли игристое вино «Санкт-Петербург». Это единственный кюве, напиток из сусла высшего качества, посвященный городу, в истории компании. И не просто так, ведь его очень ценили в России, и в Санкт-Петербурге неотлучно жил личный посланец дома, который следил, чтобы четверть из 110 тыс. произведенных бутылок без приключений доставлялась в Россию, в том числе к царскому двору. «Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят»,— писал Проспер Мериме. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Вошел: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток»,— речь об урожае 1811 года, который якобы благодаря пролетавшей комете и аномальной погоде в связи с этим был необыкновенно хорош. Я уклонилась от темы, но не могла не упомянуть обо всем об этом, ведь и в Гранд Отеле пили «Вдову Клико».
—Верно, что вы собирали большую книгу об отеле, исторические анекдоты, факты?
—Мы даже оцифровали нашу книгу, чтобы гости могли прочитать все истории и упоминания исторических личностей и известных постояльцев. Вы можете себе представить, что существуют полицейские отчеты, где упоминается, что Распутин заходил в «Европу» и обедал? Историй множество. А недавно, например, мы встречались с легендарным тренером Тамарой Москвиной, и она поделилась с нами рецептом семейного торта, который ее свекровь пекла на Новый год. И мы теперь тоже на Новый год готовим этот особенный сюрприз — и для Тамары Николаевны, и для гостей.
—Есть ли у отеля талисман?
—У нас в лобби-баре возле камина стоят два бронзовых купидона. Это хранители лобби-бара.
—У вас есть любимый уголок в отеле?
—Конечно, исторические интерьеры. И выделить один я не могу. Именно наши исторические люксы, рестораны, залы, лестницы создают ту атмосферу, за которую любят наш отель. Зал «Лидваль» сохранился в первозданном виде, а наши интерьеры в стиле модерн? Эклектика лобби-бара? А «Крыша»? И конечно, я нежно люблю наш исторический этаж, который мы условно делим на историческое крыло и авангардное.
—Как вы работали над авангардными люксами?
—За авангардное крыло отвечал дизайнер Адам Тихани. Мы превратили 19 номеров в пять люксов, посвященных Казимиру Малевичу, Василию Кандинскому, Александру Архипенко, Александру Родченко и Элю Лисицкому, и один президентский люкс площадью 350 квадратных метров. У Адама не было мудбордов, эскизов, и я немного волновалась, если честно. Но когда встал последний стул, мы увидели наконец полный замысел и были в восторге. Я не знаю, где еще в мире есть столь же удивительные номера, посвященные авангардному искусству.
—Каким вы видите идеальный уикенд в Гранд Отеле Европа?
—Я бы посоветовала в первой половине дня забронировать экскурсию в один из наших музеев — Русский, Музей Фаберже, Эрмитаж, но только одну, чтобы не упасть без сил! После — обед в одном из модных мест. Санкт-Петербург — гастрономическая столица России, поэтому пробовать разные блюда — неотъемлемая часть программы. Например, визитная карточка нашего отеля — яйцо с икрой и трюфельным маслом.
—С какими культурными институциями сотрудничает Гранд Отель Европа?
—Мы партнеры фестиваля «Площадь искусств» вместе с Большим залом Филармонии, Русским музеем, Михайловским театром. Это старинная традиция, и на фестиваль приезжают звезды мировой классической музыки. У нас тесное сотрудничество с выставочным залом «Манеж». И как раз к выставке арт-группы Recycle мы сделали специальный десерт, а в ресторане «Мезонин» стояла инсталляция художников. К премьере балета «Конек-Горбунок» в Михайловском театре у нас появился десерт «Перо Жар-Птицы». В отеле проходят выставки, недавно показывали работы современных французских художников.
К Новому году мы организовали елку в партнерстве с ювелирами: на заводе «Русских самоцветов» для нас сделали украшения по эскизам Фаберже. Кстати, на вас ведь брошь-мимоза из коллекции Татьяны Поляковой и «Русских самоцветов»? Я обожаю эту коллекцию и тоже собираю цветочные броши. У меня есть мак, нарцисс и сирень.
—Если не ошибаюсь, в Гранд Отеле Европа работает бутик «Русских самоцветов»?
—Да, верно! Мне кажется, они создают уникальные подарки. Там столько вещиц — например, охотничьи рюмки-перевертыши, которые украшены серебряными головами зверей и птиц. Или серебряные ионизаторы воды на цепочке с кулонами в виде символов знаков зодиака. Вместе с заводом мы организуем экскурсии на производство. Можно посмотреть, как создается вся эта невероятная красота. Я была, и буквально на моих глазах мастер взял болванку и с помощью молотка выбил стакан безупречной формы. Уникальное ремесло. Возвращаясь к вашему вопросу об идеальном уикенде: экскурсия в мастерские «Русских самоцветов» — один из вариантов.