Чиновника ведут по маршруту

Задержан куратор общественного транспорта мэрии Ульяновска

Заместитель начальника управления дорожного хозяйства и транспорта мэрии Ульяновска задержан с поличным, предположительно, при получении взятки. В следственном управлении региона отмечают, что взятка, общая сумма которой была 1 млн руб., давалась чиновнику частным перевозчиком за обеспечение преференций на рынке автобусных пассажирских перевозок. Участники рынка отмечают, что частные перевозчики и прежде давали деньги за сохранение выгодных условий на маршрутах, но начатая мэрией глобальная реформа транспорта поменяла ценник, увеличив стоимость решения вопросов.

Следствие считает, что Генна­дий Шакиров получал деньги за преференции, предоставляемые владельцу авто­бусного маршрута

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Во вторник в центре Ульяновска, напротив здания мэрии, был задержан заместитель начальника управления дорожного хозяйства и транспорта Геннадий Шакиров, как считают следователи, при передаче взятки. Об этом в среду сообщило следственное управление СКР по Ульяновской области. Как сообщает ведомство, по оперативным данным, «с апреля 2021 года по 15 февраля 2022 года подозреваемый получил взятку от местного предпринимателя, осуществляющего маршрутную перевозку пассажиров по Ульяновску, в общей сумме 1 млн руб.». По факту получения взятки в крупном размере «за незаконные действия с вымогательством взятки» возбуждено уголовное дело (п. «б, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, от 7 до 12 лет лишения свободы).

Как пояснил „Ъ“ старший помощник руководителя следственного управления Евгений Словцов, Геннадий Шакиров был задержан с поличным в момент передачи части взятки в размере 100 тыс. руб. Всего же общая сумма взятки, по его словам, составила 1 млн руб. Первоначальные оперативные данные были получены от сотрудников регионального управления ФСБ, куда о факте вымогательства взятки сообщил сам предприниматель (владелец одного из маршрутов общественного транспорта). По словам господина Словцова, заместитель начальника управления обещал за полученные средства предоставлять частному перевозчику определенные преференции, в том числе «отзывал исковые заявления в суд на перевозчика о лишении права на маршрут за допущенные нарушения». Обвинение чиновнику еще не предъявлено. Пока подозреваемый находится в изоляторе временного содержания. Ожидается, что решение о мере пресечения будет приниматься судом в четверг.

В Ульяновской области около 80% перевозок пассажиров автобусным общественным транспортом осуществляется частными перевозчиками. Остальная часть — автотранспортным предприятием АО «ПАТП-1» (80% в собственности региона, 20% в собственности города). Большинство перевозчиков (владельцы маршрутов и автобусов малой и средней вместимости) работают в статусе индивидуальных предпринимателей. Все они работают по нерегулируемым тарифам, не получая от государства и муниципалитета никаких дотаций и компенсаций. В конце декабря мэрия объявила, что начинает глобальную реформу общественного транспорта, основа которой — перевод в течение двух лет всего общественного транспорта на регулируемые тарифы и оптимизация маршрутной сети.

Внефракционный депутат гордумы Антон Антипов в своем Телеграм-канале сообщил, что, по его данным, речь в уголовном деле может идти об ИП Марина Юдаева, которой принадлежат 38-й маршрут (центр — ЖД поликлиника) и 94-й маршрут (дальнее Засвияжье — северная часть Ленинского района). Он отмечает, что «38-й маршрут считается одним из самых прибыльных и за ним стоят в том числе представители депутатского корпуса». «Подразумевалось, что данный маршрут должны были „разбавить“, сделав его более социальным, однако что-то пошло не так, и все обернулось уголовкой. Война за „черный рынок“ перевозок только начинается», — резюмирует депутат.

Источник „Ъ“ в гордуме отметил, что «до какого-то момента всех перевозчиков все устраивало, но как только Шакировым было принято решение о перераспределении ряда маршрутов, в том числе тех, что были самыми выгодными, кто-то решил защититься». «Шакиров изначально говорил, какие маршруты надо будет порезать, какие надо будет убрать, и принимать решения о преференциях для кого-то — не его уровень», — заметил собеседник. Он считает, что «вряд ли Шакиров мог брать деньги напротив здания мэрии, где кругом камеры». «Скорее он кому-то их нес. А вот кому, это вопрос», — сказал источник.

Сами перевозчики по-разному отнеслись к задержанию транспортного чиновника. Так, один перевозчик заявляет, что традиция «отстегивать деньги» за те или иные преференции существовала давно, «и многие это считали нормой». Больше всего это, по его словам, процветало, когда управлением руководил Ильдус Юсупов (за присвоение бюджетных средств в мае 2017 года был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима). «Тогда был большой передел рынка. Потом как-то все утряслось. Но сейчас кто-то, видимо, зашел за край сложившегося формата деловых контактов. И спровоцировано это было как раз решением мэрии о реформе общественного транспорта с переделкой большинства маршрутов. Наступил снова большой передел со всеми вытекающими последствиями, что тут же подняло стоимость услуг по „прейскуранту“», — сказал собеседник.

Впрочем, другой перевозчик заявил „Ъ“, что за все время своей деятельности ни разу не сталкивался с фактами вымогательства или подношений, «сам ни разу никому не подносил и действовал исключительно на законных основаниях». «Жалко человека. Вроде нормальный парень», — сказал предприниматель.

Начальник управления дорожного хозяйства и транспорта Валерий Художидков сказал „Ъ“, что «даже не ожидал, что такое может произойти». По его словам, непосредственно к своему заместителю по транспорту у него особых претензий не было, он не замечал, чтобы Геннадий Шакиров предоставлял кому-либо особые преференции. В то же время после получений данных от следственных органов он намерен провести служебную проверку в управлении.

Незадолго до задержания в беседе с „Ъ“ Геннадий Шакиров отмечал, что теперь он никакие вопросы по общественному транспорту и проводимой реформе сам не решает, а только курирует, поскольку «с нового года создано МКУ „Организация пассажирских перевозок“, оно и будет заниматься реформой общественного транспорта и маршрутной сети».

Выяснить позицию защиты Геннадия Шакирова в среду не удалось.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента