Грачи не прилетели
Знаменитая картина Алексея Саврасова стала художественным вымыслом
Со времени написания знаменитой картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871) прошло полтора века. С тех пор изменилась не только среда обитания грачей, но и сами грачи. В суете больших городов трудно заметить, что на самом деле грачи отсюда все чаще осенью не улетают и, соответственно, не прилетают весной. Но встречаются они в городах все реже и реже. Пора разобраться, что происходит с пернатыми символами весны.
На самых ранних этапах развития человеческого общества возникли и первые связи человека с окружающими животными, помимо охоты на них. Одни были одомашнены, другие (неодомашненные) просто стали жить рядом, извлекая из соседства пользу. В числе таких синантропных животных был грач (Corvus frugilegus из семейства врановых).
Он живет рядом с нами тысячи лет — с того времени, как человек начал обрабатывать землю и строить жилища. Охотничьей страсти как к добыче человек к грачам никогда не испытывал — просто нахлебники, желающие поживиться чем-то вблизи жилья. А в лесной зоне нашей страны с устойчивым снежным покровом зимой грачи по прилете громким гомоном и суетой еще и радовали людей близким приходом настоящей весны
Грач — птица весенняя. Казалось, что это знакомое всем с детства утверждение не требует доказательств. Их прилету посвящены стихи, песни, картины художников. Но сейчас в городах, где кипит и бурлит жизнь тысяч или даже миллионов людей, озабоченных своими проблемами, мало кто думает о птицах, живущих за окном, не замечает их и порой вообще забывает о том, что они живут рядом.
Грачиная ботаника
По литературным данным, грачи гнездятся на 23 видах деревьев. В Татарстане грачи строят гнезда на 14 видах деревьев. Большинство грачовников располагаются на тополях (30% колоний), немного меньше на березах и ивах (27% и 23% соответственно). Гнезда также строятся на таких деревьях, как клен американский (6%), осина (5%), сосна (5%), липа (2%). Реже гнездовые колонии встречаются на дубе, ольхе, рябине, яблоне. Нами отмечено гнездование грача также на ели, черемухе, лиственнице.
Между тем живут они уже совсем в другой среде обитания, далекой от той, что изображена на полотне Алексея Саврасова, и приспосабливаясь к новым условиям, ломают при этом привычные представления об их привычках и особенностях. Изменения эти существенные и вызывают интерес не только у профессионалов-орнитологов.
Почему грачи не улетели
На юге своего ареала обитания — в Европе и на Ближнем Востоке — грач оседлая, а не перелетная птица. Но как объяснить зимовку птиц в городах и селениях средней полосы России?
Глобальное потепление тут ни при чем, пока оно практически не повлияло на климат в бореальных широтах. Доступная пища — вот главный фактор. Температура тела птиц около +40°, они не мерзнут даже при тридцатиградусных морозах.
Но только если есть еда.
В крупных населенных пунктах есть места, где можно добыть что-нибудь съестное. Около мусоросборников, на городских свалках, в других местах, где есть доступный корм, кормятся зимой многочисленные стаи представителей врановых — серые вороны, галки и перелетные грачи.
Прилетели на Сахалин
Дальневосточный подвид грача (Corvus frugilegus pastinator) зимой из северных частей ареала мигрирует в Южную Корею, на юг Японии и в юго-восточную часть Китая. Весной они возвращаются, но только не на Сахалин, там грачей до поры до времени не было. Но в 2001 году их впервые там заметили. По данным сахалинских орнитологов В. Б. Зыкова и А. И. Здорикова, с 30 марта по 3 апреля одиночные птицы кормились на полях, расположенных вдоль дороги в северной части Южно-Сахалинска. Наблюдавшиеся грачи были отнесены к залетным. В последующие годы грачи начали регулярно встречаться на Сахалине в период весенней миграции и приобрели статус пока что «немногочисленных весенних мигрантов».
Зыков В. Б., Здориков А. И. 2005. Об изменении статуса грача (Corvus frugilegus) в Сахалинской области // Вестн. Сахалин. музея 12: 361–362. Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск №1373 4705.
Наблюдения за грачами в Казани и других городах европейской России в 1980–1990 годах выявляли единичные случаи зимовки грача в черте города. Учеты же последних лет показали, что стаи зимующих птиц достигают нескольких сот особей ежегодно. Зачем птицам рисковать и лететь за тысячи километров в теплые края, когда подножный корм круглый год есть дома, и часть популяции остается на зимовку.
Жалобы на грача
Изменения произошли и в летней жизни грачей. Они гнездятся большими и шумными колониями на деревьях, их прилет весной мы замечаем как раз по суете, связанной со строительством гнезд. Если птиц не беспокоить, то грачиная колония может существовать десятилетиями. Но кому-то они мешают. Известны случаи, когда по жалобам жителей коммунальные службы уничтожали колонии грачей, сбивали их гнезда с деревьев, спиливали сами деревья, чтобы не дать возможность гнездится.
В центре Казани рядом с остановкой общественного транспорта на улице Карла Маркса многие годы существовала колония грачей. Ни шум от транспорта, ни скопление людей не пугали птиц. Но после вырубки тут высоких деревьев грачи исчезли, других подходящих мест для строительства гнезд рядом не оказалось. Аналогичная картина наблюдалась во многих районах города.
Всего в Казани существовало около 20 больших колоний с общей численностью более тысячи гнезд. Сейчас, задав вопрос жителям Казани, где они в последний раз видели грачиную колонию, мы ответа не получим: после замены старых высоких тополей на молодые липы и вязы исчезли удобные для гнездования условия.
Весна на кладбище
В Татарстане, как и в других регионах России, излюбленным местом гнездования грачей являются старые городские и сельские кладбища. Собственно, такая колония изображена на картине Саврасова «Грачи прилетели», она рядом с сельской церковью, а значит, и сельским кладбищем. Такие колонии составляют 39–40% от общего числа зарегистрированных.
Теперь грач практически не встречается в центральных районах города. Но из города не исчез, он гнездится по окраинам. Птицы приспособились селиться небольшими группами и даже отдельными парами. Это совсем не характерно для грачей, но факт, как говорится, налицо: в Авиастроительном районе Казани, где среди старой малоэтажной городской застройки сохранились подходящие для гнездования грача деревья, гнездятся отдельные пары.
Известны случаи гнездования грачей на конструкциях линий электропередачи, башенных кранах, опорах проводов железнодорожного транспорта. Удивительно здесь даже не гнездование грача в зоне действия сильного электромагнитного поля, а то, что этот уникальный для птиц экстрим диктуется не отсутствием выбора. Например, грачиная колония в Казани на Даурской улице расположилась на ЛЭП, хотя рядом растут вполне пригодные для строительства гнезд деревья.
Высокое гнездо
Высота расположения гнезд грачей в антропогенных ландшафтах Татарстана варьирует в пределах от 3,5 до 30 м. В большинстве случаев (более 60%) гнезда расположены на высоте 15–17 м.
Кара карга
Для жителей современных мегаполисов грач вообще стал диковинной птицей. Как известно, клюв у черного грача светлый, и орнитологам регулярно приходят сообщения, что в городе появились черные вороны (ударение на второй слог). Такой вид существует, но он обитает значительно восточнее, за Уралом. У нас это всего лишь молодые грачи. Светлый клюв — признак взрослой птицы и проявляется у молодых грачей только к следующей весне. Поэтому после вылета грачат из гнезда их часто принимают за другой вид.
Определенную путаницу для жителей Татарстана вносят и названия птиц. Так, на татарском языке грач именуется «кара карга», то есть «черная ворона». А наша обычная серая ворона переводится с татарского как «пестрая ворона» («ала карга»). Черная же ворона получила смешное название «кара ала карга», что переводится «пестрая черная ворона». Интересно, как автор перевода представляет себе окраску этой птицы.
В семье не без урода
Интересным представляется также факт все более частого появления аномалий в окраске, строении клюва, ног и других внешних признаков.
С чем это связано, пока не совсем ясно, есть только предположения. Это могут быть болезни вирусной природы, возможны также мутации в ответ на антропогенное загрязнение и другие причины. В дикой природе подобные аномалии обрекают особь на гибель. Птица не может нормально питаться, размножаться, она неконкурентоспособна в борьбе за существование. Но при тесном соседстве с человеческим жильем, при доступности кормов, отсутствии хищников и преследования со стороны человека такие особи могут прожить достаточно долго.
В одном из парков Казани была встречена птица с необычно длинным и изогнутым вниз клювом, напоминающим клюв стервятника. Изогнутый конец клюва увеличивал размеры надклювья примерно на одну треть. Любопытно было наблюдать, как птица подбирает с земли свою добычу. Наклонив голову вправо и прихватив краями клюва корм, птица резко подбрасывает свою находку и ловит ее широко открытым клювом.
Неудобство такого клюва очевидно, но птица в момент наблюдения находилась в достаточно хорошей форме, и ее облик и поведение не говорили о том, что она истощена и голодна. Зимой следующего года в этом же сквере вновь зимовало несколько грачей, и среди них была уже знакомая особь с изогнутым клювом. С большой вероятностью можно утверждать, что это была именно отмеченная в предыдущем году птица.
Встречались единичные птицы со сходными признаками и в другие зимы, в разные годы в других населенных пунктах. В октябре 2002 года был замечен грач, у которого надклювье и подклювье были удлинены и скрещивались на конце, как у клестов. Птица не очень ловко пыталась унести бумажную упаковку из-под продуктов, но выронила ее. Другой подлетевший грач тотчас подобрал находку.
Альбиносы среди грачей отмечаются реже. Несколько случаев наблюдений грачей с белыми перьями зафиксировано и в Татарстане. Так, у птицы, встреченной в 2019 году в Казани, были светлые маховые, а также покровные перья на спине и по бокам тела.
Санитары города
Грач, как представитель семейства врановых, является полифагом, то есть питается разнообразными кормами. Это могут быть насекомые, черви, мелкие позвоночные животные, семена и плоды растений, при определенных условиях трупы животных. Такой ассортимент расширяет возможности обитания птиц в городе.
Так что же конкретно едят современные грачи? Задавшись этим вопросом, орнитологи Казани провели исследования питания птиц по погадкам. Погадками называются комочки непереваренных твердых фрагментов пищи, которые врановые птицы отрыгивают. Что-то подобное наблюдается у хищных птиц, сов: не переварившиеся в желудке кости, шерсть, перья жертвы отрыгиваются.
Результаты анализа погадок подтвердили всеядность грача. 98% погадок содержали растительные остатки. Из пищи растительного происхождения в большинстве погадок были обнаружены семена яблок, подсолнуха, овса, гречихи, конопли, проса, калины; кожура яблок, рябины; чешуйки от семян злаковых. В небольшом количестве содержались соломинки, вишневые косточки, кожура свеклы, кора и другие части растений.
Животные корма менее разнообразны, однако их значение в массе и объеме погадок существенно. Это были кости млекопитающих, кости рыб, раковины моллюсков, шерсть, перья, кожа, скорлупа яиц. Были погадки, состоящие почти сплошь из шерсти, также содержащие хорошо сохранившиеся позвонки, челюстные кости, ребра мелких млекопитающих и птиц.
Птицы могут заглатывать пенопласт, полиэтилен, бумагу, одна погадка почти целиком состояла из них. В погадках найдены кусочки красного кирпича, гальки, керамзита, кусочки пластмассы, бисер.
Учитывая многочисленность врановых птиц в осенне-зимний период, они потребляют на городских свалках огромное количество пищевых (и не только) остатков. Смешанные стаи серых ворон, галок и грачей за зиму снижают объем отходов на свалках на десятки тонн!
За грача ответим
Анализ грачовников показал, что за последние 20 лет во многих регионах Европейской России произошло сокращение колоний в три-четыре раза. Например, общая численность гнезд в этих колониях в 1982 году в Казани составляла около 2 тыс., в 2002 году — 1050 гнезд, в 2011 году — около 600 гнезд, в 2021 году численность гнезд не превышала 300.
Причина сокращения очевидна, это непрекращающаяся урбанизация городских ландшафтов: спил высоких деревьев при реконструкции улиц, вырубка старых деревьев в парках с заменой их на молодые, застройка новых кварталов, что ведет к сокращению открытых пространств вблизи мест гнездования. Ведь кроме удобного дерева для гнездования грачам необходимо наличие широкого пространства для поиска строительного материала для гнезда и корма недалеко от колоний в гнездовое время.
Несомненно, мы несем ответственность за сохранение этой удивительной птицы. Будем надеяться, что грач не исчезнет с территории городов и сумеет приспособиться к постоянно меняющимся условиям. И в конце февраля — начале марта традиционно появятся возвратившиеся грачи и вновь возвестят о начале весны и скором наступлении тепла, которого так долго ждали всю зиму. Пусть как можно дольше слышится рядом с нами гомон грачей, наших вековых спутников.
Мегаполис разобщает
Количество гнезд в грачовниках Татарстана варьирует в пределах от пяти-шести до тысячи и более гнезд в одной колонии, среднее количество — 60–70 гнезд. Очень крупных грачовников (более тысячи гнезд) в Татарстане чуть больше 1%, крупных (более 500 гнезд) — 6%. Мелкие колонии (до 10 гнезд) большей частью (до 65%) характерны для урбанизированных ландшафтов, а на территории сельских поселений доля мелких колоний составляет 6,5% от общего количества колоний. Нижний предел числа гнезд в колонии — три-четыре гнезда, но в республике уже отмечены четыре одиночные гнездования грачей, все они в городах.
Проблемы пребывания врановых птиц в городах привлекли внимание орнитологов достаточно давно. В начале 1980-х под руководством профессора Московского педагогического государственного университета Владимира Михайловича Константинова сформировалась рабочая группа, и в 1984 году было проведено первое всесоюзное совещание «Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах Евразии».
На этой первой конференции и последующих, проводимых каждые пять лет, рассматриваются различные аспекты экологии врановых птиц на огромных пространствах Евразии. Это вопросы распространения, адаптации к урбанизированной среде, охраны и регулирования численности врановых птиц. Итоги изучения грача, серой вороны, галки позволили издать монографии по каждому из этих видов. В марте этого года в Москве планируется проведение очередной конференции с участием иностранных орнитологов, приуроченной к 85-летию профессора В. М. Константинова.