Рынок не отошел от вируса
Жители Татарстана в 2021 году продолжили экономить на питании и услугах
По итогам 2021 года оборот розничной торговли в Татарстане увеличился на 7,8% и смог достичь допандемийных показателей. Однако оборот общественного питания и объем платных услуг в республике по-прежнему ниже, чем два года назад. Такие данные представил Татарстанстат. Из них следует, что жители республики вынуждены тратить на еду меньше, чем до пандемии. Эксперты считают, что восстановление потребительского сектора в 2022 году продолжится, однако из-за кризиса многие услуги будут уходить в «серую зону» из-за «отсутствия роста доходов населения».
Оборот розничной торговли республики в 2021 году достиг 1,09 млрд руб. Это на 7,8% больше, чем по итогам предыдущего года, отчитался Татарстанстат. Данные статистики свидетельствует о восстановлении потребительского рынка, поскольку в 2020 году оборот розничной торговли сокращался на 5,8%. Таким образом, показатель оказался даже выше, чем до пандемии коронавируса в 2019 года.
Наибольший рост показала торговля непродовольственными товарами, которая увеличилась на 13% — до 622 млрд руб. Год назад показатель сокращался на 5,7%. В то же время жители Татарстана, по всей видимости, продолжают экономить на еде: оборот торговли пищевыми продуктами (включая напитки и табачные изделия) вырос за прошедший год лишь на 1,4% — до 465 млрд руб. Годом ранее сокращение достигало 5,8%. Таким образом, траты на еду оказались значительно меньше, чем в доковидный 2019 год.
Не смог полностью восстановиться и оборот в общественном питании. Выручка баров, кафе, ресторанов, а также столовых при учреждениях и предприятиях за год увеличилась на 17,8% — до 46,6 млрд руб. Однако годом ранее оборот в этой сфере сокращался на 23,6%. Даже без учета инфляции оборот общепита оказался в абсолютном денежном выражении меньше, чем в 2019 году (было 47,7 млрд руб.). Напомним, что ранее в Ассоциации рестораторов и отельеров заявляли, что в из-за коронавируса общепит по выручке «откатился» на 20% от уровня 2019 года. С конца октября в республике продолжают действовать жесткие ограничения для баров, кафе и ресторанов: заведения не могут обслуживать гостей после 23:00. Допуск в точки общепита без QR-кода о вакцинации или перенесенном заболевании запрещен. Власти Татарстана пока не намерены делать послабления для бизнеса в этой сфере.
Рынок платных услуг также не смог полностью восстановиться. Рост их объема по итогам 2021 года составил 9,4% (до 301 млрд руб.). Вместе с тем по итогам 2020 года он падал на 12,6%.
Подобная ситуация наблюдается во многих отраслях. Так, например, выручка учреждений культуры в прошлом году выросла на 40,6% (годом ранее падение на 67,6%). Услуги туроператоров и туристических агентств выросли на 20,8% (годом ранее сокращение на 32,8%).
Вместе с тем второй год положительную динамику показывают услуги курьеров и почты. В прошлом году их объем увеличился еще на 5,5%, в предыдущем году рост составлял 13,6%.
Объем бытовых услуг увеличился на 10,5% при падении годом ранее на 15,4%. Здесь наибольшую динамику показали ритуальные услуги — их объем увеличился сразу на 26,6% (до 2,8 млрд руб.). Напомним, что по итогам года смертность в Татарстане увеличилась еще на 11% (годом ранее рост был 27%). При этом основной причиной смерти 10,5 тыс. жителей Татарстана в 2021 году стал COVID-19.
Постепенное восстановление потребительского рынка происходит на фоне подорожания товаров и услуг. Как сообщал „Ъ“, цены на продукты в Татарстане по итогам 2021 года выросли на 11%, а общая инфляция составила 8,7%, что выше, чем в среднем по России. Татарстанстат указывает, что больше всего за год подорожала капуста (в 2,9 раза), картофель (в 1,6 раза), свекла и морковь (в 1,4 раза), а также макаронные изделия (в 1,2 раза).
Татарстанстат пока не опубликовал данные о доходах жителей республики в 2021 году. По итогам девяти месяцев ведомство отчитывалось, что они выросли на 10%, а реальные денежные доходы — на 3%. Средняя заработная плата за январь–ноябрь 2021 года составила в республике 43,4 тыс. руб., что на 12,4% больше, чем за аналогичный период 2020 года (с учетом инфляции рост составил 5%).
«Рост оборота розницы указывает на оживление, что во многом связано с восстановлением рынков, нацеленных на основных потребителей и домохозяйства после сложного 2020 пандемийного года. Между тем всем понятно, что такие результаты достигнуты за счет эффекта низкой базы прошлого года»,— говорит главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов. Он рассчитывает, что в 2022 году «будет курс на продолжение восстановления оборота розничной торговли». «Полагаю, что рынок общепита будет показывать также более высокие результаты, в отличие от рынка платных услуг — тенденция на фоне отсутствия роста доходов населения, а также очевидных шоков, которые в последний год испытывает наша экономика, не благоволит его обгоняющему росту»,— прогнозирует эксперт. Также господин Антонов читает, что «большая часть услуг будет продолжать перетекать в сугубо частный сектор, т.е в серую зону»: «Это в первую очередь бьюти- и парикмахерские услуги, разного рода бытовые и ремонтные услуги, услуги по образованию, которые по-прежнему сложно контролировать».