Трансформация АПК сложилась в три буквы
«Ъ-Юг» провел в Ростове-на-Дону конференцию на тему ESG-трансформации аграрного сектора и пищевой промышленности региона
Ростовская область и юг России постепенно включается в мировую ESG-повестку, в которой нашли отражение 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. Крупный бизнес, представители мировых корпораций и агрохолдинги синхронизировали собственные стратегии с учетом этих ЦУР, инвестируют в более экологические и высокоэффективные технологии. Представителям малого и среднего бизнеса юга, среди которых много экспортеров, для такой трансформации не хватает опыта, знаний и средств. Выходом может стать совершенствование федерального законодательства, государственных и региональных мер поддержки, отметили участники конференции.
Мероприятие проходило 8 февраля в актуальном сейчас смешанном формате — онлайн плюс офлайн. Часть спикеров собралась в студии «Ъ-Юг» в медиапарке ДГТУ. Другие эксперты из Ростова, Москвы и Краснодара были подключены к дискуссии посредством видеосвязи. Актуальность темы не вызывала сомнений. В мире, в России и в отдельных регионах идет ESG-трансформация. Это отражено в долгосрочных стратегиях развития субъектов РФ, а также отдельных холдингов и компаний, которые увязывают глобальные цели ООН со своими локальными задачами.
Аббревиатура ESG — производное от трех английских слов: environmental («экология»), social («общественное»), governance («корпоративное управление»). В ESG-принципах нашли отражение Цели устойчивого развития (ЦУР), определенные ООН еще в 2015 году. Всего таких целей 17: от борьбы с нищетой, голодом и последствиями изменения климата на Земле до ответственного производства и потребления, бережного отношения к ресурсам, применения «зеленых» технологий и др. С ЦУР связаны такие мировые процессы, как переход к углеродной нейтральности и ужесточение климатической политики, в частности, в странах Евросоюза. Например, в Европе вводится углеродный налог, который может серьезно ударить по донским экспортерам. В условиях трансграничного углеродного регулирования повышается степень уязвимости экспорта Ростовской области в страны ЕС. Инвестиции в проекты ESG, направленные на снижение выбросов, использование чистой энергии (от возобновляемых источников), переработку упаковки и т. д., позволят избежать санкций, а также повысить возможности для расширения экспортного потенциала региона, уверены федеральные и местные эксперты.
Большие цели и локальные задачи
По словам партнера консалтинговой компании Strategy Partners Алексея Праздничных, Ростовская область и юг в целом играют серьезную роль в развитии агропищевого сектора. Логично, что принципам ESG стремятся следовать игроки из таких важнейших для региона секторов АПК, как производство и переработка сельхозсырья. Пока в эту повестку активно вовлекаются крупные представители отрасли — агрохолдинги, корпорации, промпредприятия. «Прежде всего на ESG-трансформацию в АПК оказывают влияние потребители продукции, регуляторы и инвесторы, — заметил господин Праздничных. — Например, в развитых и развивающихся странах потребители все активнее требуют от сектора более полезной для здоровья продукции, производство которой наименее вредно для окружающей среды. Исходя из этого государства все активнее запускают новое регулирование (налоги, штрафы за различные нарушения экологических норм и т. д.). И мы видим в последние годы в мировом АПК просто взрывной рост инвестпроектов, показывающих, насколько сильно компании следуют принципам ESG».
Спикер добавил, что пока в России влияние указанных трех ключевых групп несколько ниже, чем в развитых странах. «В большей степени мы видим усиливающийся интерес потребителей к более экологичной, “устойчивой” продукции, а вот влияние регуляторов и инвесторов пока не столь сильное, — уточнил Алексей Праздничных. — В России отсутствуют стандарты отчетности по ESG. Правда, вводится новое регулирование, которое позволит более внимательно относиться к качеству сельхозпродукции (с 1 марта в силу вступает новый ФЗ). Наконец, что касается инвесторов, то пока доля вложений в ESG-проекты довольно низкая. Однако мы видим, что ключевые государственные и частые банки разрабатывают и внедряют (в 2022 году мы ожидаем существенный рост) различные инструменты “зеленого” фиксирования в том числе и для предприятий АПК».
В России государственным органам надо вводить различные меры, стимулирующие ESG-активность потребителей (готовность платить за продукты, произведенные с соблюдением принципов устойчивого развития). В РФ в последние годы такая активность растет, но все же пока она слабее, чем в развитых странах. «Даже в развивающихся странах (Индии, Бразилии, Мексике) есть высокий рост внимания потребителей к “зеленой” продукции (согласно данным проведенного в 2021 году опроса). А в России доля потребителей, для которых это важно, существенно ниже. Это хороший стимул для усиления государственной политики в направлении к устойчивому развитию», — резюмировал эксперт.
Как рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка, из 17 ЦУР ООН наиболее приоритетной для нас является цель № 2 — ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства, достижение которой запланировано к 2030 году. «Ростовская область — один из крупнейших аграрных регионов России, — напомнил чиновник. — Более 28% всей сельхозпродукции Южного федерального округа производится у нас. В структуре производства доля растениеводства составляет 77%, животноводства — 23%. В минувшем году в донском АПК был превышен исторический максимум по зерновым культурам: 13,7 млн т. Кроме того, впервые мы собрали более 2 млн т масличных. В регионе восстанавливается птицеводство, растет переработка мяса, молока, рыбы, овощей и зерна».
Еще один рекорд, по мнению господина Репки, Дон достиг в агроэкспорте — $ 6,8 млрд. Это более половины от общего объема зарубежных поставок (около $ 10 млрд, по данным Минэкономразвития региона). «По объемам экспорта АПК Ростовская область сохраняет лидерство в стране, — подчеркнул замминистра. — У нас продолжается реализация регионального проекта “Экспорт продукции АПК”. Для выращивания экспортно-ориентированной сельхозпродукции продолжается введение в эксплуатацию мелиорируемых земель».
Другая важная задача в рамках ESG-повестки, которую решают власти региона, это борьба с последствиями изменения климата (например, в части борьбы с опустыниванием земель). Дон граничит с Калмыкией, Волгоградской областью и Ставропольем, в которых остро стоит вопрос деградации почв. Особенно это связано с расширением песчаной зоны — пустынь и полупустынь. «Основные причины их образования — изменение климата, связанное с уменьшением осадков, и такие антропогенные факторы, как уничтожение растительности, вырубка лесных насаждений; негативная сельхоздеятельность, высокая доля распаханных земельных участков, чрезмерный выпас животных, — перечислил Дмитрий Репка. — По данным обследования, проведенного ФГБУ Государственный центр агрохимической службы “Ростовский”, у нас в области в зоне риска порядка 800 тыс. га. Из них более половины (450 тыс. га) — в зоне высокого риска опустынивания, а 150 тыс. га находятся в зоне сильной степени деградации. Для замедления и прекращения столь негативных процессов требуется комплекс мер».
Речь идет, в частности, о различных формах господдержки. Так, с 2021 года в регионе аграриям компенсируют часть затрат на приобретение и внесение фосфорсодержащих удобрений под пар и зябь (на это ежегодно до 2024 года предусмотрено по 450 млн руб.). С 2022 года, со слов господина Репки, запланирована господдержка «на возмещение затрат на высев многолетних трав в восточных районах области», объем — по 50 млн руб. в течение трех лет. Кроме того, в текущем году в регионе начнутся работы по межеванию границ участков и постановкой их на государственный учет защитных лесных насаждений. «Со следующего года планируется разработка проектов мелиорации, направленных на восстановление и сохранение лесополос. Для восстановления системы агролесомелиорации проводится работа с аграриями. Предусмотрена господдержка в размере 50% на возмещение затрат на создание защитных насаждений. Только комплексное решение этих вопросов поможет минимизировать негативные последствия, связанные с изменением климата (особенно с опустыниванием). Однако это очень трудоемкий и долгий процесс», — подытожил спикер.
Заместитель гендиректора, директор R&D центра АО «Агрохолдинг “СТЕПЬ”» Сергей Ткаченко отметил, что сегодня такая консервативная отрасль, как АПК, находится в состоянии технологической революции и ESG-трансформации. «Агрохолдинг довольно серьезно продвинулся и в том, и в другом направлении, — добавил господин Ткаченко. — У нас полностью автоматизирован процесс растениеводства, мы используем не только цифровые двойники полей, но и беспилотную технику, например дроны, которые работают на электричестве, а не на дизтопливе. Все эти новшества в итоге сводят к нулю человеческий фактор и способствуют повышению урожайности примерно на 10%. Мы используем почвенные инъекторы, которые снижают расход удобрений и увеличивают урожайность. Сейчас мы начинаем внедрение биотехнологий. Кроме того, переходим на No-Till — технологию нулевого земледелия, при которой почва не обрабатывается, а ее поверхность укрывается специально измельченными остатками растений — мульчей. Таким образом углерод из почвы не попадает в атмосферу».
В холдинге борются и с последствиями изменения климата (ЦУР № 13). Так, запланировали высадку леса на площади 55 га в Зимовниковском районе области. «Местные почвы подвержены ветровой эрозии. Инвестиции в проект составят около 4,5 млн руб., все расходы по уходу за новыми деревьями будет нести агрохолдинг “СТЕПЬ”, — уточнил Сергей Ткаченко. — Сохранение почв и насаждение лесов — лишь часть наших программ по охране окружающей среды. В дальнейшем опыт планируем масштабировать».
Спикер согласился с тезисом, что не только внутрикорпоративные стандарты, но и регуляторы (российские и международные) мотивируют аграриев к переменам. Соблюдение ESG-политики обещает в перспективе финансовые преференции для заемщиков, уверен представитель «СТЕПИ». По его наблюдениям, в России формируются условия для успешной реализации ESG-проектов. Например, развивается «зеленое» финансирование, уже выдаются соответствующие кредиты и размещаются «зеленые» облигации. «Мы закрепили принципы ESG в корпоративных стандартах. Следование “зеленой” повестке для нас — дополнительный стимул внедрять новые технологии, оставаясь конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной компанией», — завершил выступление Сергей Ткаченко.
Производство и наука в позитиве
«Устойчивое сельское хозяйство — это прежде всего правильный подход к работе, — заметил директор по агрозакупкам PepsiCo в России Юрий Марченко. — Свою программу “Лидеры агроиндустрии” наша компания запустила в России еще в 1996 году в рамках подготовки к запуску заводов, регистрируя новые сорта (чипсового картофеля) и работая над повышением экономической эффективности и урожайности, а также грамотно подбирая технику и технологии. Высокие результаты, которые получаем сегодня, стали возможны благодаря фундаменту, заложенному десятилетия назад».
По словам господина Марченко, еще до 2015 года компания стала внедрять у своих партнеров-поставщиков программу устойчивых сельскохозяйственных практик. «И когда наша команда проверила более 50 хозяйств, с которыми работала PepsiCo, то оказалось, что в России большинство глобально сформированных практик (правильный подход к севообороту, правила применения пестицидов, бережное отношение к водным и земельным ресурсам и т. д.) уже успешно выполняются. Это все в России регулируется на государственном уровне, внесено в ГОСТы», — отметил спикер.
Для многих крупных компаний — мировых лидеров, таких как Danone, ESG-повестка — неотъемлемая часть собственной глобальной повестки этих компаний, у которых есть предприятия в разных странах, в том числе и в России (в частности, на юге), рассказал Олег Жарко, председатель Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса, региональный директор по корпоративным вопросам и взаимодействию с государственными органами ГК Danone в России. «В Danone ЦУР интегрированы в основную бизнес-повестку компании, — подчеркнул господин Жарко. — Мы провели для себя приоритизацию 17 целей ООН и разделили их на три группы. В первую группу вошли семь ЦУР, в достижение которых Danone может внести решающий вклад (на них — главный фокус компании). Это ЦУР, непосредственно связанные с деятельностью нашей компании (обеспечение продовольствием, борьба с голодом, хорошее здоровье и благосостояние населения, ответственное производство и потребление, и т. д.). Во вторую группу вошли шесть целей, в достижении которых мы также принимаем активное участие. И есть еще четыре ЦУР, в стремлении к которым Danone может внести определенный вклад. 13 целей (из первых двух групп) мы внесли в специальную матрицу, в которой синхронизировали их с девятью глобальными целями Danone 2030. Достижение каждой из них соответствует реализации определенных ЦУР ООН. И это связано с миссией нашей компании — нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей».
В Ростовской области представители науки также стремятся к достижению Целей устойчивого развития. Это видно на примере Донского государственного технического университета (ДГТУ) и других вузов. «В качестве приоритетных мы определили для себя три из 17 целей, — сообщила проректор по перспективным программам и устойчивому развитию ДГТУ Иннесса Ефременко. — Это ЦУР № 2 (ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности), ЦУР № 12 (обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства) и ЦУР № 13 (срочные меры в борьбе с последствиями изменения климата), сюда же мы относим и переход на альтернативные источники энергии. В частности, в ДГТУ идут разработки электротранспорта — сельскохозяйственной и спецтехники. Да и сама стратегия развития Донского государственного технического университета проходит с учетом глобальных ЦУР, а научные проекты вуза выстроены в логике реализации Целей устойчивого развития».
Госпожа Ефременко добавила, что сегодня, например, факультет «Агропромышленный» занимается вопросами изучения новых способов обработки почв, которые сохраняют и повышают плодородие. «Мы работаем в единой повестке с коллегами из ЮФУ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия региона. Действительно, проблема сохранения почв в области стоит остро. Специалисты ДГТУ под руководством декана факультета «Агропромышленный» Дмитрия Рудого разрабатывают инженерные решения для сохранения плодородия и повышения эффективности обработки почвы», — рассказала проректор по перспективным программам и устойчивому развитию вуза.
По мнению Иннессы Ефременко, один из барьеров на пути успешной реализации малым и средним бизнесом ESG-стратегий является дефицит средств, в том числе и на соответствующие образовательные программы. «При поддержке банка “Центр-инвест”, мы планируем разработать набор инструментов для последовательного перехода предприятий МСБ на ESG, в том числе для получения “зеленого” финансирования. Также совместно со “Сколково” и Волгоградским госуниверситетом, при поддержке банка “Центр-инвест”, создан экспертно-оценочный ESG-центр НОЦ Юга России, который проводит экспертизу реализуемых в регионе проектов по таким критериям, как соответствие целям устойчивого развития ООН и соблюдение принципов экологического, социального и корпоративного управления», — уточнила спикер.
Место экспорта в общей повестке
Повышение компетенций в ESG поможет донским экспортерам, львиная доля которых — это представители малого и среднего бизнеса. «Для донской экономики экспорт — это просто кислород, — заявил министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. — Ростовская область — ярко выраженный экспортный регион. Объем зарубежных поставок (по итогам 2021 года) — $ 11,6 млрд. В области более 2 тыс. экспортеров. Внешние рынки для нас — это мощный источник развития всех компаний-поставщиков и устойчивого экономического роста региона. Около 7% от общего объема составляет экспорт товаров в страны ЕС — наши партнеры, которые создают новую регуляторику (введение углеродного налога). В Европе донские товары прибывают в Италию, Бельгию, Грецию, Германию, Испанию и др. Эти страны получают нефтепродукты, сельхозпродукцию, семенные материалы, электротехнические изделия, зерноуборочную технику, стальные полуфабрикаты. В течение трех лет регуляторный механизм в ЕС будет усиливаться и затронет продукцию всех отраслей. По оценкам экспертов, плата за тонну углекислого газа к 2026 году может вырасти до 90 евро (то есть практически втрое)».
С одной стороны, для донских производителей это несет определенные риски, отметил господин Папушенко. Анонсированный в ЕС переход на электродвигатели во всех сферах, в том числе и для сельхозтехники, приведет к сокращению поставок на рынок стран ЕС техники на двигателях внутреннего сгорания. Еще один прогнозируемый риск — вынужденные расходы на приобретение в странах ЕС так называемых углеродных сертификатов (коснется химии и нефтехимии, машиностроения, металлургии и других отраслей). Нашим экспортерам неизбежно придется инвестировать в модернизацию с целью снижения углеродного следа в своих товарах, достижения углеродной нейтральности производства в соответствии с требованиями ЕС.
«С другой стороны, такой вызов несет для наших экспортеров и определенные возможности, — добавил спикер. — Во-первых, это рост поставок товаров в европейские страны за счет своевременного замещения прежних продуктов новыми, более экологичными (в конкуренции с производителями из стран, которые не так быстро впишутся в новую повестку, у которых товары имеют более высокую углеродную емкость). Во-вторых, рост экспорта на рынки других стран за счет замещения поставок более дорогих продуктов из ЕС. В-третьих, модернизация производства — это не только вызов, но и возможность. Ведь инвестируя в новейшие технологии, производители могут увеличить добавленную стоимость своих товаров при экспансии в зарубежные страны. Четвертая возможность — появление новых экспортеров. Это произойдет за счет снижения конкурентных позиций традиционных экспортеров с более высоким углеродным следом. Современные компании, созданные с нуля, сумеют выйти на экспортные рынки и занять освобождающиеся на них ниши».
Министр заметил, что серьезным конкурентным преимуществом Ростовской области является развитие «зеленой» генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, Дон на первом месте в России по количеству ветропарков, их совокупной мощности, которая уже превышает 610 МВт. В России энергию этих ветроэлектростанций (ВЭС) уже используют дочерние предприятия федеральных и международных компаний. В ближайшей перспективе не только увеличение количества ВЭС (запуск новых запланирован и на 2022 год), но и создание в регионе солнечных электростанций (СЭС). «Главная задача, чтобы продукцию (в производстве которой используется энергия этих объектов) признавали в странах ЕС», — добавил Максим Папушенко.
В качестве путей повышения конкурентоспособности экспортных товаров Ростовской области он видит развитие водородной энергетики (ряд вузов региона имеют компетенции в этом вопросе — уже реализуют проекты со своими партнерами) и совершенствование системы мер господдержки. «Надо стимулировать высокоэффективные, экологические и социально ответственные проекты. Это и налоговые льготы, и инвестиционный вычет, и различные субсидии, и специальные инвестиционные контракты (СпИК), а также льготное финансирование со стороны различных институтов развития. Такие меры, наряду с совершенствованием законодательной базы, которое мы наблюдаем (принятие ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов”, подготовка изменений в ФЗ “Об электроэнергетике”, принятие других новых законопроектов), позволят нашим производителям своевременно вписаться в глобальную ESG-повестку», — резюмировал министр.
Региональный представитель Российского экспортного центра (РЭЦ) в ЮФО Александр Санеев заметил, что их задача — помогать действующим и начинающим экспортерам в освоении зарубежных рынков. «В 2021 году мы довольно активно развивали направление в части электродных продаж (имеется в виду поддержка южных компаний, выставляющих продукцию на азиатских и европейских маркетплейсах), — сказал господин Санеев. — Интернет-продажи актуальны, но РЭЦ пошел немного дальше простого подбора электронных площадок. Созданы два национальных магазина российской продукции (один из них — совместно с немецким Amazon). В основном это продукты АПК и пищевого направления. Это конкретные каналы продаж. Таким образом, мы показываем экспортерам, как можно, используя компетенции РЭЦ (который оказывает помощь в сертификации продукции, ее транспортировке, складской обработке), начать продавать на определенной территории либо увеличивать продажи. В результате по итогам прошлого года у нас по китайскому направлению порядка 200 экспортеров, по европейскому — около 100. Но здесь мы только начали работу».
По мнению директора АНО «Центр поддержки экспорта Ростовской области» Аркадия Мурзаева, у южных производителей есть хорошие перспективы для поставок за рубеж более экологически чистой продукции, поскольку там объемы ее потребления растут высокими темпами. «Однако могут возникнуть проблемы, связанные с сертификацией такой продукции, — предупредил эксперт. — И здесь свое слово должно сказать государство. Поскольку для того, чтобы получить, например, сертификат “органикс” фермер или более крупный производитель должен будет хорошо заплатить. Ведь сертификация стоит дорого. Тогда как у нас есть возможность на условиях софинансирования существенно снизить эти расходы. Поэтому и наш центр, и РЭЦ поддерживают экспортеров в таком очень важном вопросе. Ведь иначе нет выхода за рубеж. Например, наиболее привлекательный рынок ЕС без европейской сертификации просто закрыт».
Гендиректор компании «Трейдберри» и основатель бренда «Вкусы мира» Виктор Шевченко рассказал, что недавно после выставки в Дубае к ним обратилось около 70 потенциальных клиентов из Объединенных Арабских Эмиратов. «Из разговоров с ними мы увидели потенциально высокий интерес к нашей продукции (сухофрукты, фруктово-ореховые смеси и другие полезные снеки) и то, насколько сильно важно для них наличие сертификатов (об экологической чистоте продукции), — пояснил господин Шевченко. — Для арабских стран очень важны такие стандарты, как халяль, и все, что указывает на натуральность продукта». Предприниматель добавил, что зарубежный потребитель готов переплачивать за более полезный продукт. «В отличие от массового и менее обеспеченного российского потребителя, для которого на первый план выступает вкус продукта, а не его польза. Это подтверждают все наши опросы и исследования», — заявил Виктор Шевченко.
Крупные сети и «зеленые» полки
Рынок «зеленой» продукции (в том числе и органической, которую выращивают без применения химии) в России динамично растет, заметила Инна Гольфанд — партнер компании Strategy Partners. «По итогам 2021 года объем рынка составил около 8 млрд руб., вырос за год почти на 10%, — уточнила эксперт. — Однако надо понимать, что мы растем с низкой базы. Сейчас доля России на аналогичном мировом рынке — 0,1%. Тренд на органику пока новый для России. Кроме этого не все покупатели понимают, как отличить органическую продукцию от “эко” и “био”. При этом у России есть потенциал для взрывного роста в десятки и даже сотни раз».
Среди факторов для роста госпожа Гольфанд назвала наличие земельных ресурсов с низким уровнем загрязнения, наличие инфраструктуры и возможности для организации производства. Стоит отметить еще то, что из ограничений роста пока есть еще нехватка органического посадочного материала, удобрений и большая разница в конечной цене между органическими или неорганическими продуктами. Достаточно сказать, что за последние пять лет количество сертифицированной под «органику» земли увеличилось на 13% и сейчас она составляет чуть менее 400 тыс. га. Пока это немного, но потенциал для роста есть, подчеркнула эксперт. Основными потребителями органической продукции (по версии Strategy Partners) являются женщины старше 30 лет с доходом выше среднего, проживающие в крупных городах (преимущественно миллионниках). «Для них важны качественные продукты питания, и такие потребители готовы немного переплачивать, — добавила Инна Гольфанд. — Второй большой сегмент потребителей — люди, которым “органика” рекомендована по состоянию здоровья. При этом самыми равнодушными к “органике”, согласно опросам, являются мужчины до 30 лет».
По словам представителя Strategy Partners, сейчас есть проблема с представленностью органической продукции в торговой сети, существующая маркировка порой дезориентирует покупателей, да и далеко не все видят разницу между просто качественным продуктом, натуральным и органическим. «По итогам опросов 2021 года, 82% потребителей готовы покупать товары самого высокого качества. При этом 64% опрошенных считают, что гарантией качества является наклейка “натуральное”, а 17% — наклейка “органическое”. Есть еще большой потенциал в просвещении покупателей в том, чтобы помочь им разобраться, что же такое настоящая “органика”, какие именно продукты являются органическими, а какие нет», — заметила Инна Гольфанд.
Начальник отдела развития компетенций департамента развития органической и «зеленой» продукции Роскачества Владимир Увайдов обратил внимание на изменения в российском законодательстве в сфере продукции с улучшенными характеристиками, способствующие развитию рынка. «11 июня 2021 года Владимир Путин подписал закон № 159-ФЗ “О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками”, с 1 марта 2022 года документ вступает в силу, — напомнил эксперт. — Этот закон и все связанные с ним направления работы очень тесно перекликаются с ESG-повесткой. Созданный на базе Роскачества 708-й технический комитет разработал шесть стандартов на «зеленую» продукцию. Четыре из них — рамочные (закрепляют общие положения и термины) и два — количественные, содержащие конкретные требования к продукции с улучшенными характеристиками. Правда, пока что эти ГОСТы направлены на минеральные удобрения. Кроме того, есть четыре основных ГОСТа на “органику”».
Владимир Увайдов сообщил, что после вступления в силу в 2020 году ФЗ об органической продукции при Роскачестве был создан Национальный центр компетенций, который как раз занимается вопросами стандартизации, сертификации, продвижения «органики», а также ведет образовательную и просветительскую деятельность. Сертификация для производителей органической продукции занимает от 3 недель до нескольких месяцев, для производителей и поставщиков продукции с улучшенными характеристиками — до полугода, уточнил Владимир Увайдов. По его наблюдениям, из-за пока небольшого количества в РФ производителей «органики» специализированные полки в магазинах заполнены упаковками с этикетками «био», «эко» и другими продуктами с красивыми обозначениями. Однако по мере развития рынков органической и «зеленой» продукции разграничения на «зеленых» полках станут более жесткими. «Пока что борьба активно ведется лишь с теми производителями, которые пишут “органическое” на товарах, в действительности таковыми не являющихся, однако все прекрасно понимают, что в перспективе необходимо упорядочить термины “эко” и “био”», — заверил представитель Роскачества.
«Прежде всего законодательные новшества должны помочь потребителям в правильном, осознанном выборе полезной продукции, — заметила Татьяна Савицкая, заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области. — Тренд на здоровое питание мы наблюдаем везде в сетевой рознице. Подтверждения (тенденции) находим и в различных исследованиях. Интерес к здоровому питанию, спрос на такие продукты будут только расти. У нас в области есть определенный опыт проведения добровольной сертификации — созданная по инициативе губернатора система “Сделано на Дону”, которая активно развивается. Прежде всего она направлена на наполнение товарного рынка качественными продуктами».
На это ориентированы и крупные ритейлеры. В частности, как рассказал заместитель директора макрорегиона «Юг» торговой сети «Пятерочка» компании X5 Retail Group Алексей Полянский, в их магазинах на выделенной полке «Полезное питание» представлена продукция 130 наименований. «Это не весь ассортимент, который можно отнести к ЗОЖ, есть ограничения по товарному соседству, различные температурные режимы, — пояснил господин Полянский. — Молоко рядом с чечевицей мы поставить не можем. Поэтому на этой конкретной полке (“Полезное питание”) расположены крупы, чаи, отруби, зерновые хлопья, орехи, сухофрукты, мед и тому подобные товары. И в остальных категориях (зелень, фрукты, овощи и другие) мы существенно расширили ассортимент. Кстати, мы не пустим на полки, если на товаре просто указано “эко”, “био” или “фермерское”. Мы тщательно вместе с производителями отслеживанием происхождение продукта. Поставщик должен доказать, в том числе и посредством сертификации, что его товар действительно такой, как написано на упаковке, что он относится к категории полезного питания».
Спикер добавил, что наличие специальной «зеленой» полки является дополнительным магнитом для покупателей. В перспективе это направление будет усиливаться в сети, так как работа с ассортиментом ЗОЖ — одна из стратегических целей компании
«Нам недостаточно поставщиков органической продукции для того, чтобы выделить для нее отдельную полку, — призналась ведущий специалист отдела закупок региона Юг ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» Александра Счастливая. — Покупателю, когда он идет в сеть за полезной продукцией, важно получить не какой-то один томат или огурец, а набрать всю корзину: овощи, фрукты, зелень, крупы, молочку, мясо и так далее. Ряд товаров с отметкой “здоровое питание”, “органикс”. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать это направление, мы видим в нем потенциал. Понимаем, что есть сегмент потребителей, которые будут приходить к нам за такой продукцией. Однако у нас нет задачи зарабатывать больше именно на категории “органикс” или продуктах с улучшенными характеристиками. Это просто наша реакция на растущий спрос».