Перетягивание ответа
Россия обещала отреагировать на несговорчивость США военно-техническими мерами
Послу США в Москве Джону Салливану в четверг была передана десятистраничная реакция России на ответ американской стороны по гарантиям безопасности. В документе отмечается, что Вашингтон проигнорировал ключевые требования Москвы, выбрав из российского проекта договора лишь удобные для себя пункты. Москва готова обсуждать некоторые из американских предложений, но считает себя вынужденной отреагировать на несговорчивость Вашингтона мерами «военно-технического характера». Вторгаться на Украину Россия, однако, как сказано в послании, не планирует.
Пробыв в МИДе всего около 15 минут, американский посол унес с собой десятистраничный ответ российской стороны на комментарии США к инициативе Москвы по гарантиям безопасности. В русле нового тренда на непривычную для дипломатии информационную открытость документ был буквально через два часа после этого опубликован на сайте МИД РФ.
Послание начинается с констатации того, что «американская сторона не дала конструктивного ответа на базовые элементы подготовленного российской стороной проекта договора с США о гарантиях безопасности». «Проигнорирован пакетный характер российских предложений, из которых намеренно выбраны "удобные" темы, которые, в свою очередь, "перекручены" в сторону создания преимуществ для США и их союзников»,— сказано в документе далее. Такой подход, как и «сопутствующая риторика американских официальных лиц», подкрепил сомнения Москвы в том, «что в Вашингтоне привержены исправлению ситуации в области евробезопасности».
Напомним, это уже третий раунд обмена письменными посланиями между Москвой и Вашингтоном, с тех пор как 18 ноября президент РФ Владимир Путин поручил МИДу добиваться от США и НАТО «предоставления России серьезных долгосрочных гарантий безопасности». 15 декабря американской стороне был передан проект соответствующего двустороннего договора. Россия в нем среди прочего требовала отказа от расширения НАТО на восток, гарантий неразмещения в Европе угрожающих РФ ударных систем и отвода сил и инфраструктуры Североатлантического альянса на позиции 1997 года. При этом устно было заявлено, что, если эти условия не будут выполнены, последует некий военно-технический ответ.
27 января тот же Джон Салливан доставил на Смоленскую площадь реакцию США на требования РФ. Часть из них Вашингтон действительно отверг, в том числе обозначенный российской стороной как приоритетный пункт о нерасширении НАТО на восток. В то же время США предложили России обсудить ряд мер по контролю над вооружениями, повышению транспарентности и снижению рисков непреднамеренных инцидентов, включая идеи, которые ранее выдвигала сама Москва, но о которых в Вашингтоне до нынешнего кризиса слышать не хотели.
Но, судя по обнародованному в четверг российскому документу, реакция Вашингтона Москву не устроила. В послании отмечается, что Россия весьма обеспокоена нарастающей военной активностью США и НАТО непосредственно у своих рубежей, тогда как ее «красные линии» и коренные интересы в области безопасности, а также ее суверенное право на их защиту «по-прежнему игнорируются». А далее сказано: «В отсутствие готовности американской стороны договариваться о твердых, юридически обязывающих гарантиях обеспечения нашей безопасности со стороны США и их союзников Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путем реализации мер военно-технического характера».
«Никакого вторжения»
Между тем вопреки утверждениям США и ряда европейских стран, что Россия готовится вот-вот напасть на Украину, в документе подчеркивается, что подобных планов у Москвы нет. «Никакого "российского вторжения" на Украину, о чем с осени прошлого года заявляют на официальном уровне США и их союзники, нет и не планируется, поэтому утверждения об "ответственности России за эскалацию" нельзя расценить иначе, как попытку оказать давление и обесценить предложения России по гарантиям безопасности»,— сказано в тексте.
При этом в послании содержится неоднократно обнародованный Владимиром Путиным тезис о том, чем чревато вступление Украины в НАТО: «В случае принятия Украины в НАТО возникнет реальная угроза того, что режим в Киеве попытается силой "вернуть" Крым, втянув США и их союзников в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора в прямой вооруженный конфликт с Россией со всеми вытекающими последствиями».
Украинской тематики в новом послании России намного больше, чем в декабрьском документе.
Среди прочего составители нового письма — а оно было подготовлено МИДом, прошло межведомственное согласование и получило одобрение президента — сочли нужным подробно разъяснить позицию РФ по Крыму и Донбассу. И перечислить необходимые для деэскалации ситуации вокруг Украины шаги: «Это — принуждение Киева к выполнению "Комплекса мер" (то есть Минских договоренностей.— “Ъ”), прекращение поставок Украине оружия, отзыв оттуда всех западных советников и инструкторов, отказ стран НАТО от любых совместных учений с вооруженными силами Украины и вывод всех ранее поставленных Киеву иностранных вооружений за пределы украинской территории».
Ранее Россию к деэскалации ситуации вокруг Украины неоднократно призывали США и их союзники по НАТО. Среди прочего они призывали власти РФ отвести войска и вооружения от границы с Украиной, принудить представителей самопровозглашенных республик Донецка и Луганска придерживаться Минских договоренностей, в том числе в части прекращения огня и отвода сил, а также снизить накал риторики.
В новом послании, однако, в нескольких местах подчеркивается, что обсуждать конфигурацию вооруженных сих на своей территории Россия с американской стороной не намерена, поскольку это «не затрагивает фундаментальные интересы США». На территории же Украины, как сказано в документе, российских сил нет. США и их союзники, однако, как подчеркивается далее, за последние годы продвинули на восток свою военную инфраструктуру, развертывали контингенты на территориях новых членов НАТО. Сложившаяся в результате этих действий ситуация в тексте названа «неприемлемой». Россия в этой связи будет и далее настаивать на выводе вооруженных сил США из 14 государств, ставших членами НАТО после 1997 года.
Намерена Москва, как следует из документа, и далее добиваться пересмотра политики открытых дверей НАТО. Она ожидает от членов альянса «конкретных предложений о содержании и формах юридического закрепления отказа от дальнейшего расширения НАТО на восток». Среди прочего, в послании сказано о необходимости отозвать «бухарестскую формулу» 2008 года, согласно которой «Украина и Грузия станут членами НАТО».
«Пакетные предложения»
Что же касается готовности США обсудить меры по контролю над вооружениями и снижению рисков, то в документе констатируется, что «в Вашингтоне наконец признали оправданность ряда российских предложений и инициатив на этих направлениях, выдвигавшихся в последние годы». Москва, как сказано далее, заинтересована в диалоге с Вашингтоном по ряду вопросов, включая идею встречных проверяемых мораториев на развертывание наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе, дополнительные меры снижения рисков в отношении полетов тяжелых бомбардировщиков вблизи границ сторон и шаги для предотвращения инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
В то же время в послании в нескольких местах подчеркивается, что декабрьская инициатива России носила «пакетный характер» и была призвана «комплексно и долгосрочно урегулировать ту неприемлемую ситуацию, которая продолжает складываться в Евро-Атлантике».
Без «устойчивого фундамента архитектуры безопасности в виде договоренности об отказе НАТО от дальнейших действий, наносящих ущерб безопасности России» меры по контролю над вооружениями и снижению военных рисков, по мнению Москвы, «не будут устойчивыми».
Предметно обсудить все эти вопросы главы внешнеполитических ведомств России и США смогут уже в ближайшие дни: госсекретарь США Энтони Блинкен предложил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову встретиться в Европе на следующей неделе.
Между тем, по оценке главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, ответ России на реакцию Соединенных Штатов «не сдвигает ситуацию ни в какую сторону». «Авторы указывают на потенциальные темы для разговора, но снова подчеркивают, что этот разговор пока начинать не собираются — нужен прогресс по основному политическому вопросу»,— поясняет он.
«Игра нервов»
Эксперт обращает внимание на то, что одновременно с передачей послания стало известно о высылке из России заместителя посла США Барта Гормана, который являлся вторым лицом американского посольства в Москве и одним из ключевых сотрудников команды Джона Салливана. В дипмиссии США “Ъ” заявили, что «действия России необоснованны», американская сторона рассматривает этот шаг «как эскалацию» в двусторонних отношениях и изучает «возможные варианты ответа». «Мы призываем Россию прекратить безосновательную высылку американских дипломатов и сотрудников и продуктивно работать над восстановлением наших миссий»,— сказал пресс-секретарь посольства Джейсон Ребхольц. И добавил: «Сейчас, как никогда, важно, чтобы наши страны располагали необходимым количеством дипломатического персонала для облегчения связи между нашими правительствами».
Отметим, что ранее на необоснованные высылки дипломатов и невыдачу американских виз неоднократно жаловалась российская сторона. По данным “Ъ”, Барт Горман покинул Россию еще несколько дней назад: его выдворение стало ответом Москвы на высылку из Вашингтона в конце января советника-посланника Артура Люкманова.
Официальный представитель МИДа Мария Захарова в связи с этим в четверг напомнила, что «именно американская сторона инициировала в сентябре 2021 года очередной обмен выдворениями, потребовав отъезда 55 российских дипломатов и административно-технических сотрудников в два этапа — до 30 января и 30 июня текущего года». «Все попытки с нашей стороны урегулировать вопрос путем "замораживания" высылок на взаимной основе были отвергнуты. В который раз повторяем: массовые высылки дипломатов и набирающая обороты визовая война — не наш выбор»,— подчеркнула она.
По мнению Федора Лукьянова, «следующая фаза игры нервов может быть дипломатической — дальнейшее взаимное сокращение присутствия дипперсонала». «Учитывая, что это совсем не первая волна дипломатического противостояния, состав посольств может сократиться до минимума»,— предполагает он.
Обещанные же Россией военно-технические меры, по мнению эксперта, вероятно, призваны «повысить еще больше градус напряжения в чувствительных зонах, и совсем не обязательно в районе Украины». «В целом следует ждать еще одной фазы управляемого обострения»,— предупреждает он.