Дружба, отлитая в титане

Richard Mille и Рафаэль Надаль

Новые RM 35–03 Automatic Rafael Nadal продолжают коллекцию, созданную в партнерстве с легендарным теннисистом, ныне четвертой ракеткой мира Рафаэлем Надалем. Встреча испанца с основателем и владельцем марки Ришаром Миллем состоялась в 2008 году и не предвещала никаких перспектив. В тот момент теннисист напрочь отказывался носить часы, не говоря уже о том, чтобы надевать их во время игры. Надаль скептически отнесся к посулам Милля. Предпосылки для этого были очень основательны: продолжительность матча на турнирах Большого шлема может составлять пять и более часов. При этом находящиеся на руке игрока часы должны максимально удобно сидеть на запястье, иметь предельно малый вес и при этом выдерживать периодически повторяющиеся удары и сотрясения, особенно характерные для кортов с грунтовым покрытием. В общем, ад — что для часов, что для часовщика, взявшегося за выполнение таких требований.

Сборка автоматического мануфактурного калибра RMAL2

Фото: Richard Mille

Ришар Милль подачу принял и спустя два года продемонстрировал Надалю прототип часов, к тому же усложненных турбийоном. Сам теннисист вспоминал об этом так: «Ришар пришел ко мне, показал часы и сказал: "Вот часы, которые мы сделали специально для тебя". Это были платиновые, очень тяжелые часы. Я не знал, что и сказать, так как сначала не понял, что Ришар шутит. А когда я попробовал настоящие часы, они мне сразу понравились. Мы с Миллем были на одной волне. Теперь я ощущаю эти часы на своем запястье, как вторую кожу». Речь шла о модели RM 027 Tourbillon Rafael Nadal: вес их механизма с ручным заводом составлял 3,83 грамма, а сами часы в корпусе из углеродных нанотрубок весили вместе с ремешком около 19 грамм. Выпущено было 50 экземпляров, а рекомендованная розничная цена составляла более $500 тыс.

В деле часы были продемонстрированы публике на Открытом чемпионате Франции 2010 года, который стал триумфальным для Надаля: он в пятый раз выиграл «Роллан Гаррос» и после 1,5-летнего перерыва вернул себе титул первой ракетки мира. Мировая пресса, не останавливаясь, писала о победе теннисиста, не забывая упомянуть новый предмет его экипировки.

На волне этого успеха Ришар Милль проявил свои выдающиеся способности к убеждению и договорился с Надалем о разработке второй именной модели. Показанные в 2011 году RM 035 Rafael Nadal сразу получили прозвище «Baby Nadal»: они лишились турбийона, довольствуясь тремя стрелками — часовой, минутной и секундной, их выпуск не ограничивался, установленная цена оказалась почти в четыре раза ниже. Скелетонизированный механизм с ручным заводом весил 4,3 грамма, корпус первой версии изготавливался из сплава магния и алюминия с последующей электроплазменной обработкой.

Зубчатое колесо, управляющее положениями крыльев ротора-бабочки

Фото: Richard Mille

На сегодняшний день в рамках альянса часовой мануфактуры и теннисиста выпущены уже девять моделей: пять — с турбийоном и четыре трехстрелочника. Выход новинки упрямый Надаль прокомментировал так: «Хотя я и не надеваю часы RM 035 во время соревнований, мне придает уверенности то, что Ришар и его команда оказали мне доверие, пригласив принять участие в таком уникальном проекте».

На самом деле каждая новая итерация RM 035 подвергалась столь значительным усовершенствованиям, что речь шла почти что о новых часах. В частности, с выходом в 2016 году RM 35–02 произошел переход на автоматические механизмы (турбийоны RM 027 пока остаются на «ручке»), а новые RM 35–03 Automatic Rafael Nadal получили очередную техническую «фишку» — временно отключаемую систему подзавода автоматического механизма RMAL2. Для чего она нужна? Обычный, свободно вращающийся ротор передает энергию на заводную пружину с постоянной интенсивностью, что при определенных условиях (например, при энергичных движениях запястья с часами, характерных для занятий спортом) может привести к ее перенапряжению.

В механизме предыдущих RM 35–02 Automatic Rafael Nadal использовался ротор с изменяемой геометрией. Смещение так называемого винглета, перекладины ротора, позволяло изменить инерцию и таким образом увеличить скорость завода, если владелец часов ведет малоподвижный образ жизни, либо, наоборот, уменьшить ее, если он занимается спортом. Неудобство этой конструкции в том, что изменить положение винглета может только сертифицированный маркой часовой мастер, так как для этого потребуется открыть часы. Разработанный за три года и запатентованный Richard Mille ротор-бабочка, установленный в механизме RMAL2, дает владельцу возможность самостоятельно изменять геометрию ротора.

Нажатие клавиши Sport Mode на боковине корпуса у отметки «7 часов» приводит к разделению ротора на два отдельных инерционных сегмента. Они разворачиваются под углом 180° друг к другу, балансируя центр тяжести и тем самым прекращая подзавод. Повторное нажатие на клавишу вновь соединит инерционные сегменты, сместит центр тяжести к периметру и возобновит подзавод механизма путем трансформации каждого движения ротора в крутящий момент, передаваемый на пружину. Марка утверждает, что владелец тактильно ощутит перераспределение инерционных сегментов на запястье, а на случай, если он пропустит этот момент, то индикатор в положении «6 часов» покажет, задействован ли ротор (ON) или отключен (OFF).

RM 35–03 Automatic Rafael Nadal появятся в двух версиях. Бочкообразный корпус размером 43,15 x 49,95 x 13,15 миллиметра может быть выполнен из синего кварца TPT с боковинами из белого кварца TPT или же из белого кварца TPT с боковинами из карбона TPT — композитных материалов на основе нитей кварца и углеродных волокон, эксклюзивно используемых маркой. Вторая клавиша на боковине корпуса у отметки «2 часа» — обычный для часов Richard Mille селектор трех положений заводной коронки (подзавод—нейтраль—коррекция времени), которые отображаются на расположенном рядом индикаторе.

Юрий Хнычкин

Вся лента