Сбыт на пониженной передаче
В Прикамье продолжается падение автомобильного рынка
Несмотря на рост продаж автомобилей в целом по России, пермский авторынок в 2021 году продолжил падать. По данным «Автостата», в Прикамье было зарегистрировано почти на 3% меньше новых машин, чем годом ранее. Сами дилеры оценивают итоги минувшего года оптимистично, отмечая, что успели адаптироваться к новым условиям рынка, продиктованным пандемией. Эксперты поясняют, что опираться на общероссийскую статистику нельзя, так как положительную динамику во многом обеспечивают Москва и Санкт-Петербург, где рынок уже действительно частично восстановился. В Прикамье же, по их прогнозам, увеличения продаж авто и в этом году ждать не следует.
По данным аналитического агентства «Автостат», в 2021 году в Пермском крае было зарегистрировано 28,5 тыс. новых автомобилей, что на 867 (или 2,95%) автомобилей меньше, чем годом ранее. В целом по России продажи автомобилей в 2021 году показали положительную динамику, увеличившись на 3,3% по сравнению с 2020 годом.
Основная доля продаж в Прикамье в минувшем году пришлась на иномарки — 18 тыс., или 63,4% от всех зарегистрированных машин. Отечественных авто было зарегистрировано 10,4 тыс. (36,6%).
Первую пятерку лидеров в регионе, как и в 2020-м, составляют Lada (10,1 тыс. машин), Renault (3,2 тыс.), Kia (3 тыс.), Hyundai (2,3 тыс.) и Toyota (1,7 тыс.). При этом продажи Lada сократились на 2,9% к году, Renault на 5,5%, Kia на 9,7%, Hyundai на 11,6%. Toyota же показала рост на 8,6%.
Наибольшее падение объемов регистрации по итогам года было зафиксировано среди брендов Datsun (–88,8%), Changan (–71,1%), Jaguar (–36,4%), Jeep (–25%), Land Rover (–24,4%), Mitsubishi (–21,9%), Suzuki (–20,1%) и Jac (–20%). Также снизились продажи Nissan (–15,3%), Volvo (–11,1%), Skoda (–9,8%) и Lexus (–2,5%).
В плюсе помимо Toyota оказались Chery (+125,9%), Peugeot (+88,9%), Haval (+46,2%), Geely (+19%), Porsche (+16,5%), а также российский UAZ (+14,4%), Volkswagen (+11,1%), Mercedes-Benz (+10,8%), BMW (+4,2%), Subaru (+3,5%), Audi (+1,9%) и Mazda (+1,9%).
В 2020 году на пермском автомобильном рынке произошло более существенное падение. Тогда объемы регистрации новых машин снизились на 9% по сравнению с 2019-м. Однако на тот момент ситуация в регионе соответствовала общероссийской тенденции — продажи автомобилей по стране в 2020-м сократились на 8,9%.
По оценке гендиректора компании «Форвард-Авто» (Lada, Mitsubishi, Volkswagen) Рустама Бахтиярова, 2021 год был «хорошим» для дилеров. «Сложно было только в последние месяцы. Пандемия снова набрала обороты, возобновились некоторые ограничения, и трафик клиентов несколько снизился. Продажи, действительно, где-то упали, но где-то мы смогли прирасти, и картина в целом получилась благоприятная,— сообщил господин Бахтияров.— На самом деле, и 2020-й был не таким уж трудным. Существенной разницы мы не почувствовали — ни по количеству реализованных автомобилей, ни по итоговым финансовым показателям».
По словам директора по маркетингу и развитию «Сатурн-Р» (Subaru, Kia, Audi, Nissan, Renault, Suzuki, Lada, Jaguar и другие бренды) Сергея Репина, за два года пандемии дилеры адаптировались к новым условиям. «В целом все нормально, работать можно, но есть определенные сложности. Главное из них — острая нехватка автомобилей, так как объемы их производства до сих пор не восстановились. Очередь на некоторые модели сегодня может растянуться до года. Думаю, падение продаж может быть связано с этим. Но с такой проблемой столкнулись дилеры и за пределами России. Ждем, когда ситуация наладится, а пока стараемся искать выходы»,— поделился господин Репин.
Экс-директор по продажам «Уралавтоимпорта», собственник HR-агентства Detkin&Co Алексей Деткин отмечает, что автомобильный рынок Прикамья «исторически быстрее падает и медленнее растет» при неблагоприятных экономических условиях. «Так было и во время кризисных 2008 и 2014 годов. Равняться на общероссийскую статистику здесь нельзя — положительная динамика продаж в прошлом году во многом обеспечена за счет Москвы и Санкт-Петербурга, где продается до 60% машин некоторых брендов в стране. Там действительно мог быть рост рынка, поэтому данные в целом получились такими. В регионах же, думаю, ситуация мало чем отличается от Пермского края»,— говорит господин Деткин. По его мнению, роста авторынка в регионе по итогам этого года тоже ожидать не стоит. «Аналитики прогнозируют, что продажи в лучшем случае останутся на уровне 2021-го, в худшем — упадут еще сильнее. Это обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, нехваткой и удорожанием комплектующих, так как их изготовители до сих пор не восстановили объемы производства, снизившиеся в начале пандемии. Во-вторых, вытекающим из этого ростом цен на автомобили. В-третьих, ощутимо снизившимися доходами населения и общей неуверенностью потребителей на фоне пандемии»,— поясняет господин Деткин.