Нестрахуемый порог злостности
Подорожанию полиса ОСАГО за повторные нарушения мешает недостаток персональных данных
Норма о подорожании ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения, вступившая в силу в августе 2020 года, так и не заработала, признали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). За полтора года не удалось наладить передачу данных из ГИБДД в РСА о 100 тыс. водителях, полис для которых мог стать втрое дороже. Как выяснил “Ъ”, информационное взаимодействие застопорилось из-за опасений, что пострадать могут законопослушные автомобилисты, например полные тезки нарушителей. Страховщики, по данным “Ъ”, в связи с этим обращались с предложением в Банк России включить в полис дополнительные графы, в частности паспортные данные граждан, но регулятор эту идею отверг.
О проблеме применения норм закона об ОСАГО рассказал в четверг исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, выступая на заседании Совета по правам человека (СПЧ) при президенте. 24 августа 2020 года, напомним, вступила в силу поправка, позволяющая страховщикам повышать тариф ОСАГО при наличии повторных в течение года грубых нарушений ПДД (проезд на красный свет, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч и т. д.). Законодательство предусматривает, что такой порядок применяется, если нарушения зафиксированы инспектором, а не дорожными камерами. Таких нарушителей, по оценкам РСА, около 100 тыс. человек. Повышающий коэффициент при расчете стоимости полиса для них может достигать 2,8 от базового.
Наладить соответствующий обмен данными между РСА и ГИБДД так и не удалось, рассказал господин Уфимцев, добавив, что злостные нарушители платят за ОСАГО на равных с законопослушными водителями, хотя это могло бы стать «сдерживающим фактором».
Перед МВД сейчас стоит «много задач в части автоматизации», предположил он, поэтому необходимый инструмент еще не разработан. Сложность и в том, что иногда граждане, которых привлекают за «повторность», в суде обжалуют постановления, и эти решения также нужно отслеживать, заметил представитель РСА.
Начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности ГИБДД Андрей Клименко, выступая в СПЧ, подтвердил, что «законодательные основания» применения повышенных конфидентов есть. «Вопрос — в получении этих сведений, он в информационной плоскости,— заметил он.— В наших базах есть все злостные нарушители, мы готовы предоставить данные коллегам».
Почему так не происходит, представитель ГИБДД не уточнил. “Ъ” направил запрос в МВД России, но не получил пока официального ответа. В полис ОСАГО вписываются лишь ФИО и номер водительских прав, поясняет знакомый с ситуацией источник “Ъ”, но применять коэффициент на основе только этих данных нельзя: встречаются полные тезки, номера документов в разных регионах также могут повторяться. Чтобы исключить ошибочное повышение цены полиса, говорит собеседник “Ъ”, нужны паспортные данные и год рождения, но они в ОСАГО не указываются. РСА, по данным “Ъ”, обращался с предложением в Банк России включить в полис дополнительные графы, но регулятор эту идею отверг. ГИБДД, в свою очередь, нужно дополнительное время для разработки сервиса по проверке нарушителей.
Заявления страховщиков и Госавтоинспекции прозвучали на фоне призыва президента Владимира Путина повышать «культуру поведения на дорогах», формируя в обществе «неприятия безответственного и хамского поведения на дорогах».
Глава государства говорил об этом вчера, выступая на расширенной коллегии МВД России. Господин Путин заметил, что критика в отношении подразделений ГИБДД «традиционная, вечная»: «Но будем объективно оценивать эту работу — все-таки порядка стало больше». Напомним, с декабря 2021 года по поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина в парламенте действует рабочая группа по введению штрафов за «опасное вождение» и по ужесточению санкций для злостных нарушителей (законопроект должны представить в ближайшее время).
Андрей Клименко, рассказывая в СПЧ про развитие систем фиксации нарушений (в России сейчас более 23 тыс. камер, с их помощью в 2021 году вынесено 90% дорожных штрафов), напомнил также об идее автоматической проверки ОСАГО. Но и здесь, пояснил он, все упирается в информационное взаимодействие. Еще в 2019 году, напомним, столичная мэрия, ГИБДД и РСА в рамках пилотного проекта фиксировали в Москве проезды машин без полисов, высылая автовладельцам уведомления о необходимости купить «автогражданку». Однако проект был приостановлен, до штрафов дело так и не дошло. «Нужна кропотливая работа по состыковке баз данных,— заявил Андрей Клименко.— Мы не можем допустить, чтобы при фиксации страдали лица, которые ответственность на самом деле застраховали. Пока мы не убедимся, что системы настолько состыкованы, что вопрос необоснованного привлечения к ответственности исключен, мы этот состав в автоматическом режиме фиксировать не будем».
Проблема, по данным “Ъ”, состоит в отсутствии сервиса, способного оперативно (через запросы в базы страховщиков и ГИБДД) проверить, был ли полис у гражданина на момент проезда под камерой. Без «автогражданки», напомним, по закону можно ездить в течение десяти дней после покупки авто.