Альбомы февраля
Выбор Бориса Барабанова
Nash Albert «Yet»
Московский музыкант Нэш Тавхелидзе много лет обрабатывает ниву англоязычного рок-н-ролла. Во времена группы Blast он не только играл для московских экспатов, но и регулярно гастролировал в Великобритании. В 2010-е он нашел общий язык с русскоязычной аудиторией, создав вместе с Николаем Сарабьяновым и Сергеем Вороновым «Бомж-трио», и наконец пришел к своим грузинским корням, запустив бесподобный проект «Грузинский квартирник». «Yet» — его новая попытка выйти на международный рынок. Плечо подставил немецкий лейбл M.i.G.— Music. В числе его подопечных сплошь легенды — ямайцы Aswad и Black Uhuru, венгры Omega, Крис Фарлоу из Atomic Rooster, латино-рокер Вилли Девиль и др. В «Yet» Нэш расширил свой стилистический спектр, вышел за рамки брит-попа и заиграл классический фолк-рок американского образца, позволяя себе экскурсы в самую что ни на есть суровую альтернативу («Kill The Fear»), панк («Love To Reset») и надрывный стадионный рок («Cocaine Hangover»). Музыка Нэша зазвучала совсем по-взрослому, на нее трудно не обратить внимания. Судя по рецензиям, например во французских СМИ,— еще как обратили.
Издатель M.i.G.— Music GmbH
nashalbert.com
Black Country, New Road «Ants From Up There»
Британская группа Black Country, New Road приедет нынешним летом на фестиваль «Боль» — и это самое громкое имя на афише, даже с учетом того, что рядом значатся Ник Кейв и «АукцЫон». Black Country, New Road — самая обсуждаемая новая группа мира. Слушать сейчас Black Country, New Road — это как смотреть новую «Дюну». Тяжело, а надо. Российский слушатель упомянутых Ника Кейва и «АукцЫона» именно такую музыку и любит: чтобы с надрывом и горечью и чтобы инструменты побольше играли, как у Arcade Fire. Чтобы било прямо в душу. Black Country, New Road, несомненно, склонны к театральным эффектам, а солист Айзек Вуд выдерживает сравнения и с Кейвом, и с Мэттом Беринджером из The National. Впечатление, что группа специально для фестиваля «Боль» и создана. Новый альбом стоит слушать в один присест, это цельный спектакль. Необязательных вычурных пассажей, если сравнивать с первым, прошлогодним альбомом «For The First Time», у Black Country, New Road стало меньше. А ясности — больше.
Издатель Ninja Tune
blackcountrynewroad.com
Korn «Requiem»
Нет стиля, над которым издевались бы больше, чем над ню-металом. «Настоящие» металлисты открещиваются от родства с Limp Bizkit, а молодые блогеры пишут целые трактаты о том, почему ню-метал — самый ненавидимый жанр в истории. Ню-металлистам впору подавать в суд на зумеров — за эйджизм и оскорбление в лучших чувствах. Впрочем, Limp Bizkit особо не обижаются, и их прошлогодний альбом «Still Sucks» — свидетельство отличной творческой формы и неувядающего чувства юмора. А вот Korn так и не решили, продолжать ли им играть мрачный и предсказуемый ню-метал или пробовать рамки жанра на прочность. К тому же лидер группы Джонатан Дэвис так и не смог до конца оправиться от личной трагедии — основной темой предыдущего альбома «The Nothing» (2019) стала смерть его жены и матери. 14-й альбом Korn «Requiem» не мог не понравиться старой гвардии фанатов, и специально для них в финальной «Worst Is On Its Way» Джонатан Дэвис выдает свой фирменный скэт. Если же кого-то интересует, в каком направлении Korn двинутся дальше, то искать ответы в «Requiem» не стоит. Этот альбом — скорее демонстрация живучести модели, которая создавалась и укреплялась на протяжении почти 30 лет карьеры группы.
Издатель Loma Vista, Concord
kornofficial.com
Эдди Веддер «Earthling»
Pearl Jam — единственная из групп классического гранжа, дожившая до наших дней без потерь и продолжающая выпускать альбомы. Пластинка 2020 года «Gigaton» показала, что группа находится на творческом пике и генерирует новые музыкальные идеи. В своем новом сольном альбоме «Earthling» («Землянин») фронтмен Pearl Jam не стесняется сравнений с коллегами из других музыкальных миров, более того — активно вовлекает их в работу. Страшно востребованный продюсер Эндрю Уотт (Пост Мэлоун, Оззи Осборн) привел в студию к Веддеру «обычных подозреваемых» — Чада Смита (Red Hot Chili Peppers), Ринго Старра, Элтона Джона и Стиви Уандера. Да что говорить, даже название что-то напоминает — одноименный альбом был в 1997-м у Дэвида Боуи. Его электронно-альтернативный «Earthling» был свидетельством безостановочного движения музыканта вперед. «Землянин» Веддера — отход на заранее подготовленные позиции, пластинка дисциплинированного стадионного рока с упражнениями на тему Питера Гейбриела («Invincible»), The Beatles («Mr. Mills») и Тома Петти («Long Way»).
Издатель Republic Records
facebook.com/EddieVedder
«Диктофон», Terelya «Музыка для секса»
Месяц назад мы писали об актрисе Театра сатиры Насте Тереле, которая строит музыкальную карьеру в компании продюсера и автора песен Антона Макарова («Диктофон»). Тогда вышел альбом группы Terelya «Так и должно быть». И вот только что появился совместный EP Terelya и «Диктофона» — «Музыка для секса». В новых дорожках слышен голос Антона Макарова, а песни расположены на EP в порядке, противоположном человеческой хронологии: «Ночь», «Вечер», «Утро». Ничего не остается, кроме как снова писать об этой паре, потому что они опять сделали большой шаг вперед. В «Музыке для секса» они обращаются к романтике саундтреков советского кино 1970-х. Можно даже уточнить — советского кино категории Б. Песни для забытых ныне фильмов вроде «Моя любовь на третьем курсе», «Центровой из поднебесья» или «Куда он денется» писали люди уровня Максима Дунаевского, Александра Зацепина и Александры Пахмутовой. Возможно, совершенно не думая в эту сторону, Антон Макаров извлекает эссенцию из киноромантики прошлого, и осталось только новому поколению снять под его песни своих «Акванавтов» или свой «Сезон чудес».
Издатель Lineup Music
vk.com/dictaphoneband
Мицки «Laurel Hell»
Американку японского происхождения Мицки Мияваки пресса снова, как и четыре года назад, когда вышел ее предыдущий альбом, готова носить на руках. Несмотря на принадлежность к условному инди, новая пластинка «Laurel Hell» продается на уровне топ-мейнстрима. В первую неделю после релиза она и вовсе возглавила рейтинги по продажам, а в чарте Billboard оказалась на пятой ступеньке. Дело здесь, конечно, в тик-токе, без него заунывный и лишенный изюминки инди-поп Мицки вряд ли показал бы такие результаты. Певице повезло с привязчивой песней «Nobody» с альбома «Be The Cowboy» (2018). В соцсети под нее снято 89 000 роликов, попадаются очень смешные. Не верите — спросите у своих детей. Многие ломанулись слушать «Laurel Hell», как только он вышел, и многие даже купили винил — по продажам в этой категории Мицки в Америке уступает только Адели. Даже жалко стало St. Vincent — если и есть королева инди-попа, то это именно St. Vincent, она же Энни Кларк, и шансов пошатнуть ее статус у Мицки с бледным миксом Тори Амос и Флоренс Уэлч быть не может. Но цифры говорят другое.
Издатель Dead Oceans
mitski.com
Bastille «Give Me The Future»
Английская группа Bastille продолжает движение в сторону стадионов и хедлайнерских сетов на больших фестивалях и практически уже достигла своей цели. В ближайшем британском турне Bastille играют на 10–20-тысячных площадках, в Америке — в залах на 5–6 тысяч. Лидер Bastille Дэн Смит своевременно оценил потенциал коллег из Imagine Dragons с их аренным хоровым поп-роком и понял, что одних Imagine Dragons публике скоро будет мало. Bastille двинулись в эту же сторону, а лидер не жалел времени на селфи с поклонницами — они обеспечили группе богатую гастрольную жизнь. Альбом «Give Me The Future» звучит так, словно перед записью Bastille пересмотрели «Назад в будущее», все сезоны «Очень странных дел» и кассеты с аэробикой Джейн Фонды, а потом залили полный бак солярки в свой автотюн. Поп-фанка 1980-х в альбоме Bastille больше, чем патетики Imagine Dragons. Есть и неожиданные повороты, самый эффектный из которых — мелодекламация актера Риза Ахмеда в треке «Promises». Не будем забывать, что он отличный рэпер.
Издатель EMI
bastillebastille.com
Tears For Fears «The Tipping Point»
«The Tipping Point» («Переломный момент») — первый альбом дуэта Tears For Fears за 17 лет, что само по себе событие. Но действительно большим событием этот релиз делает неутихающий интерес к звуку 1980-х, будь то старики Duran Duran или властелин чартов The Weeknd. Альбом Tears For Fears стартует с ковбойской гитары, аккомпанирующей баритону фронтмена Роланда Орзабала, и это может ввести в заблуждение по поводу альбома в целом. От «американского» звучания Tears For Fears уходят уже в этой же песне. Альбом «The Tipping Point» — это английские 1980-е в их лучшем воплощении. Звук альбома шире, чем новая волна и синти-поп, хотя, например, «My Demons» — это типичный синти-поп, и даже вскрики вокалиста а-ля Дейв Ган на месте. Принадлежность «The Tipping Point» к старой школе выдает внимание к мельчайшим созвучиям и обертонам, скрупулезная работа с мелодией, использование студий на максимуме их возможностей, смена темпа и «фокусного расстояния», если можно так сказать об аранжировке. Так серьезно из белых ребят относились к поп-музыке только великие покойники — Роберт Палмер, Джордж Майкл — и больше, пожалуй, никто.
Издатель Concord Records
tearsforfears.com
«Summer Of Soul (...Or, When The Revolution Could Not Be Televised) OST»
Отдельным альбомом вышел саундтрек к «Лету соула» — прошлогодней кинематографической сенсации, которая недоступна в России в силу отсутствия платформы Hulu (а пираты не сочли фильм достойным внимания масс). «Лето соула» — документальный фильм о проходившем в 1960-е и 1970-е в США музыкальном фестивале Harlem Cultural Festival, который в 1969 году частично совпал по датам с Вудстоком и оказался в его тени, хотя ценность представлял не меньшую. Восстановить справедливость взялся Амир Томпсон, он же Квестлав, барабанщик легендарной группы The Roots. Он выступил в роли режиссера фильма о «черном Вудстоке» и привел проект к номинациям на Grammy и «Оскар». Он же и собрал 17 концертных треков для этого релиза. В первой трети альбома центральное место занимает вокальная группа 5th Dimension, затем наступает время госпела, в финальной части появляются Sly & The Family Stone и джазовый барабанщик Макс Роуч, а венчают подборку две песни в исполнении Нины Симон. Все это звучит без пауз, как и должно быть на вечеринке в Гарлеме в любую эпоху.
Издатель Legacy
searchlightpictures.com/summerofsoul
Леонид Федоров «Последний друг»
Альбомы лидера «АукцЫона» обычно выходят в конце декабря, когда все итоги года подведены и последние номера газет сданы в печать. А в январе уже появляются новые альбомы, и возвращаться к непрослушанному Федорову в лом. Там ведь все как обычно, да? Простые последовательности аккордов, застольный вокал с милой картавостью, рифмы, которые несложно предсказать. «В мире горы и леса, миром правит колбаса»... Напрашивается шутка, что вместо постоянного партнера Федорова Дмитрия Озерского тексты давно пишет искусственный интеллект. Федоров, по давнему обыкновению, впускает в альбом хрипы и скрипы реальности, обрывки чужих мелодий и ритмов. Так у него повелось еще со времен «Лилового дня» (2003). На такой типично федоровской песне «Кузнечики» тянет бросить альбом «Последний друг» на полпути. Но, странное дело, альбом, как хороший хоррор, не отпускает, держит мертвой хваткой, втягивает в себя и в конце концов приводит к «Старухе», песне, в душе которой есть все, что дорого Федорову и Озерскому, и все, чем они дороги нам. Блейк, обэриуты и вечный Гэвин Брайерс с его «Jesus’ Blood Never Failed Me Yet».
Издатель Ulitka Records
facebook.com/LeonkaFedorov
«Выиграть войну так же невозможно, как выиграть землетрясение» // Почему война — это всегда плохо
Подписывайтесь на Weekend в Instagram