Обновлено 19:40 , 20.02

«Нагнетание ситуации выгодно очень многим и никому в отдельности»

Гуриев, Маслов, Мовчан о том, кому выгодно нагнетание напряженности вокруг Украины

На этой неделе обострилась ситуация в Донбассе. Западные политики и СМИ предсказывали дату вторжения России на Украину — 16 февраля. Позже речь пошла о 20 февраля. Россия, в свою очередь, заявляет, что вторгаться на Украину не планирует. В то же время из-за эскалации конфликта ДНР и ЛНР объявили об эвакуации жителей в Россию. О том, кому выгодно нагнетание ситуации вокруг Украины, предположили опрошенные «Ъ» политики, экономисты и научные деятели.

Франц Клинцевич, председатель правления Российского союза ветеранов Афганистана:

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Прежде всего правящей элите Украины. Это позволяет властям, не решая проблем, отвлечь общество от раздумий и объединить всех истерией, идеей о необходимости борьбы с мифическим внешним врагом.

И еще американцам — у них четкая долговременная стратегия на то, чтобы оторвать Украину от России, разорвать исторические, культурные, родственные связи. Для этого они стараются организовать войну.


Сергей Гуриев, профессор экономики Sciences Po:

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Владимиру Путину. За последние месяцы его рейтинг одобрения вырос почти на десять пунктов. 18 ноября, выступая перед руководством МИДа, он ясно сказал, что его цель — создание «напряжения». Он понимает, что не может похвастаться успехами в области экономики и здравоохранения, не может предложить убедительного видения будущего.

А во время внешнеполитического кризиса граждане сплачиваются вокруг главнокомандующего, тем более что госпропаганда убеждает их в том, что в этом кризисе виноват Запад. Не случайно в 2021 году были существенно ограничены возможности для работы независимых СМИ.


Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты:

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Не друзьям России. Изначально пустая проблема «грядущего нападения» России позволяет вводить в заблуждение мировое сообщество и население Украины, завозя туда все новые виды оружия (а оно как «чеховское ружье» должно будет выстрелить). Для наших противников нет ничего лучше конфликта между дружественными народами.


Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ:

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

— Один из парадоксов ситуации заключается в том, что нагнетание ситуации выгодно очень многим и никому в отдельности. Например, от нее в равной степени страдает любой транснациональный бизнес, в том числе и американский. То есть мы должны говорить о некоторых властных группах, в том числе в США, которые заинтересованы в эскалации ситуации.

В конечном счете за этим стоит попытка вернуть контроль над финансовыми и сырьевыми рынками через создание системы постоянных «конфликтных точек» (напомню, что аналогичная проблема есть и у Китая — Тайвань, хотя она имеет и другую природу), не позволить возникнуть альтернативным центрам формирования глобальных смыслов, на что, безусловно, в разной степени претендуют и Россия, и Китай, и Индия.


Андрей Мовчан, управляющий партнер Movchan`s Group:

Фото: facebook.com / andrei.movchan

— Вряд ли кому-то это может быть экономически выгодно. Даже военному лобби. Есть хорошее американское высказывание: «Война — это как судебное разбирательство, всегда дорого, и всегда непредсказуемо!» Это абсолютно применимо к истории с Украиной.

Кампания против Украины рисковала бы стать затяжной, трудной и с непредсказуемым исходом. Украинская армия с 2014 года сильно изменилась, получила много современного оружия, трудно предсказать, что будет происходить в военных действиях. Но точно это будет сложная история с большими логистическими затратами. В России военная промышленность и военная логистика централизованы государством, и здесь бенефициаров не просматривается в принципе; в США и Европе поставщики вооружений частные, и там можно говорить об интересах.


Александр Левенбук, художественный руководитель театра «Шалом»:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Нам хватает своей территории и своих проблем, а НАТО прет и прет к нашим границам со всех сторон с огромным количеством вооружения. Мне кажется, что люди, которые всем этим руководят, безобразно неграмотны и попросту не просчитывают последствия для своих стран. Жаль, что они забывают уроки истории и то, что «наш бронепоезд стоит на запасном пути».


Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»:

Фото: Нина Зотина / РИА Новости

— Прежде всего выгодно Владимиру Путину. Это прекрасный вариант показать, какой он великий. Показать, что Россия — значимая держава и может напугать и поставить если не на колени, то еще в какую-то позу весь Запад, который приезжал, договаривался, когда все началось. С этой точки зрения позиция России была неуязвима.


Владислав Даванков, вице-спикер Государственной думы (партия «Новые люди»):

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Мы точно знаем, кому невыгодно: жителям ДНР и ЛНР, украинцам и жителям России. Война — это человеческие жертвы, санкции, доллар по 150 руб., скачок цен на продукты. В России за чертой бедности 16 млн человек. Мы готовы к тому, что их станет больше?


Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества:

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Главным образом России и США. Москве ситуация выгодна тем, что Россия на время обрела в мировой политике вес, несоразмерный ее экономической мощи и реальному влиянию на глобальные процессы, а также тем, что в итоге слова Кремля об отсутствии намерения напасть оказались правдой.

Вашингтону (а конкретно Белому дому) она выгодна тем, что позволила ему сделать вид, будто он предотвратил «неминуемую» войну, что существенно в условиях серьезного снижения рейтингов доверия Дж. Байдена.

Европейские страны ничего не выиграли от этого витка напряженности (суета европейских политиков выглядела гротескно), а Украина оказалась единственной проигравшей.


Руслан Бортник, директор украинского Института анализа и менеджмента политики:

Фото: facebook.com / ruslan.bortnik.3

— Украине это точно невыгодно: она уже потеряла десятки миллиардов долларов, появилась вынужденная эмиграция людей и капиталов, на много лет потеряно доверие инвесторов. А выгоду получили РФ и США, которые использовали Украину как поле для геополитических игр. При этом, например, Китай не заинтересован терять Украину как поставщика сельхозпродукции — по многим товарам мы занимаем первое место, а Израилю конфликт несет риски для большой диаспоры. Такие страны могут стать новыми посредниками для урегулирования ситуации, потому что они имеют свои интересы в Украине, но при этом не являются частью конфликта и не играют ни на чьей стороне.

Группа «Прямая речь»


В первой версии текста была допущена ошибка. В ответе Сергея Гуриева выпала часть текста: «Владимиру Путину». Приносим извинения.

Вся лента