«Краснодар имеет реальные шансы стать третьим по численности городом в стране»

Глава Краснодара Андрей Алексеенко — об инвестиционной привлекательности краевого центра, его проблемных местах и перспективах роста

Многие проблемы Краснодара обусловлены его бурным ростом, что привело к нехватке социальной инфраструктуры, зон отдыха и озеленения

Фото: Александр Райко / пресс-служба администрации Краснодара

Экономика региона: Какое общее число инвестпроектов реализуется сегодня в Краснодаре?

Андрей Алексеенко: Что такое инвестиции? Это прежде всего показатель того, как бизнес, предприниматели оценивают наш город. Видят в нем перспективу или нет, хотят ли здесь работать, хотят ли вкладывать деньги, создавать новые рабочие места и так далее.

Судя по цифрам — мы лидеры в крае по объемам инвестиций, наша доля в общекраевом объеме — 33%. Это проекты в разных сферах и областях — от промышленности и логистики до индустрии развлечений. Мы, как городская власть, сопровождаем 32 крупных инвестпроекта на общую сумму более 89 млрд руб.

ЭР: Назовите наиболее значимые для краевого центра инвестпроекты.

АА: Во-первых, это создание нового аэровокзального комплекса со всей сопутствующей инфраструктурой компанией «Аэродинамика» (ранее — «Базэл Аэро») с объемом инвестиций более 11 млрд руб. Сейчас идет активная разработка проекта. Очень надеюсь, что к строительству они приступят в этом году. Тот аэропорт, который у нас есть сейчас,— согласитесь, не соответствует ни статусу города, ни количеству населения, ни, если хотите,— амбициям Краснодара. Ростову, например, повезло — к Чемпионату мира по футболу 2018 года там с нуля построили современный международный аэропорт Платов, а мы, скорее всего, по итогам последней переписи станем третьим по численности городом в стране, Ростов обгоним. Так что нам обязательно нужна крутая воздушная гавань, современный транспортный хаб, и как можно скорее. Это позволит городу развиваться быстрее, даст новый толчок во многих сферах и отраслях, в первую очередь — в развитии бизнеса, в том числе туристической отрасли.

Еще один крупный и важный для города проект — строительство индустриального парка компанией «ВБ Кубань» (Wildberries) на территории Восточной промышленной зоны. Сейчас идет возведение крупного логистического центра — это первый шаг по созданию инфраструктуры для последующего размещения производства упаковочных материалов, полиграфии и швейной фабрики.

Компания «ОРАС» строит завод по производству оконных и дверных профилей из ПВХ и производству профилей из алюминия.

Фото: Александр Райко / пресс-служба администрации Краснодара

Главный упор мы делаем на создание производства, новых промышленных предприятий. Ведь это новые рабочие места, стабильные зарплаты, налоговые отчисления в бюджет.


В прошлом году заключили три соглашения с объемом инвестиций 680 млн руб. и созданием не менее 200 рабочих мест. Это строительство завода по изготовлению металлоконструкций в районе ул. Демуса, логистического центра в пос. Березовом, а также строительство цеха и складов для производства средств народной медицины и косметических препаратов в районе ул. Новороссийской. Кстати, строительство уже началось. Это пусть и небольшие производства, не гиганты, но очень важные для города. Именно на малом и среднем бизнесе держится экономика города.

ЭР: Как итоги переписи населения 2021 года скажутся на инвестиционной привлекательности города?

АА: Предварительные результаты переписи обещают обнародовать летом. Но уже сейчас мы понимаем: население Краснодара будет примерно 1,7 млн человек. Это важные для нас цифры, которых мы очень ждем. Все эксперты отмечают, что данные переписи позволят региону в целом и Краснодару в частности более продуманно выстраивать социально-экономическую политику.

В результате переписи Краснодар имеет реальные шансы стать третьим по численности городом в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. Это совершенно иной статус, чем сейчас. Новая и важная позиция в рейтинге крупных городов страны. К сожалению, сейчас нет таких преференций для городов-миллионников, какие были в Советском Союзе: строили метро, выделялись целевые субсидии на развитие. Но — это сигнал для бизнеса, для инвесторов.

К нам переезжают в основном предприимчивые, инициативные люди, которые приносят с собой новые идеи, креатив, перспективу. И в этой связи нам нужны новые рабочие места, важна занятость людей, причем в разных микрорайонах города, в пригородных населенных пунктах, чтобы не увеличивать транспортный поток через центр города. Он и сегодня достаточно напряженный.

Крупная городская агломерация, которую представляет из себя современный Краснодар, привлекает внимание объемом рынка и платежеспособного спроса. Инвесторы этот запрос увидят, оценят и будут вкладывать деньги еще более активно.

Фото: Александр Райко / пресс-служба администрации Краснодара

ЭР: С ростом населения растет и количество не решенных в городе проблем. Что привлекает, а что отпугивает инвесторов в кубанской столице?

АА: Не стал бы употреблять слово «отпугивает». Инвесторы — люди не из пугливых, просто капитал всегда ищет, где выгоднее. Таковы законы рынка. А эта выгода складывается из многих факторов.

В числе главных проблем города — неразвитость коммунальной и транспортной инфраструктуры. От этого страдают и жители, и инвесторы. Необходимость развития инженерных систем, увеличения мощности источников генерации, создание удобной транспортной инфраструктуры — наши главные задачи на ближайшие годы. Один из главных инструментов здесь — муниципально-частное партнерство, привлечение бизнеса к строительству на основе концессионных соглашений сетей ливневой и фекальной канализации, линий городского электротранспорта, сети автомобильных дорог.

В Краснодаре много детей и молодежи. Спрос на услуги для них рождает предложение. Тенденция последнего времени — проекты в образовательной и спортивной сферах.

Например, сейчас у инвесторов есть интерес к строительству спортивных объектов. Наряду с бюджетными физкультурно-оздоровительными комплексами мы рассматриваем коммерческие проекты строительства центров развития тенниса, плавательных бассейнов, хоккейного клуба.

ЭР: Назовите наиболее проблемные места в развитии Краснодара. Что мешает городу стать лучше?

АА: Многие проблемы Краснодара обусловлены его бурным ростом в последние 10 лет. Это действительно рекорд: за десятилетие краевой центр вырос в два раза по количеству населения. Во многих городах страны население сокращается, а у нас — растет. В Краснодар едут из разных регионов России — Сибири, Урала, Поволжья, Дальнего Востока.

Все городские проблемы лежат на поверхности и хорошо известны всем краснодарцам: пробки, отсутствие коммуникаций, недостаточное количество школ и детских садов, зон отдыха, зелени, общественный транспорт уже не соответствует современным требованиям.

Практически вся инфраструктура была построена еще 30–40 лет назад и глобально не модернизировалась, а нагрузка выросла в несколько раз. Все возможности для решения проблем, я считаю, у нас есть.

Фото: Александр Райко / пресс-служба администрации Краснодара

ЭР: Одной из насущных проблем Краснодара долгое время являлась проблема обманутых дольщиков. Как сейчас обстоят дела с ее решением?

АА: С 2016 года в краевом центре завершено строительство 217 проблемных объектов, люди получили во всех смыслах долгожданные квартиры. Всего было сдано более 36,5 тыс. квартир. Сейчас у нас в «дорожной карте» — 138 проблемных объектов, по каждому дому, каждой литере есть план действий. Часть из них будут достраиваться, в том числе с привлечением инвесторов, какие-то достроит Фонд защиты прав дольщиков, в каких-то случаях люди получат денежные компенсации. В итоге мы должны вообще ликвидировать такие понятия, как «проблемный дом» и «обманутый дольщик».

ЭР: Можно ли рассматривать Краснодар как неотъемлемую часть курортного региона или это деловой центр юга России? Есть ли у города туристический потенциал?

АА: Одно другое не исключает, а, на мой взгляд, дополняет. Краснодар — административный центр курортного региона и имеет свой туристический потенциал. Более того, можно это совместить и развивать деловой туризм, что мы и делаем. Каждый год к нам приезжает более миллиона туристов. У нас есть хорошие гостиницы в разных ценовых сегментах, включая семь международных сетевых отелей.

Если еще пять-шесть лет назад к нам в основном ехали в деловые поездки (85%), то сегодня — примерно половина туристов приезжают в Краснодар с целью развлечений, шопинга и культурного отдыха.

Во всем мире сейчас моден событийный туризм — люди приезжают в тот или иной город на традиционную ярмарку, концерт, фестиваль. Мы тоже хотим сделать такую площадку в городе, уже определен земельный участок на территории бывшего авторынка по ул. Обрывной. Есть в планах и создание пляжной территории для отдыха на берегу Краснодарского водохранилища.

И конечно — Краснодар был, есть и будет деловым центром юга России. На одной только площадке «Экспоград-Юг» проводится более 20 международных выставочных мероприятий в год, а ВЦ «Кубань ЭКСПОЦЕНТР» — один из крупнейших на юге России региональных выставочных центров. А с появлением медкластера, который создается в восточной части города, толчок к развитию получит и медицинский туризм.

Беседовал Дмитрий Михеенко

Вся лента