Инвесторы пробуют пиццу
Структуры Глеба Фетисова вложились в ресторанный бизнес
На фоне роста потребления фастфуда россиянами бизнесмены стали активно инвестировать в этот сегмент ресторанного рынка. Структуры экс-сенатора Глеба Фетисова получили 30% в петербургской сети «Ямм-Пицца». Но уже сейчас конкуренция в сегменте слишком высока, отмечают эксперты, а с полной отменой ограничений, введенных в пандемию, из-за перенасыщения рынка заведения могут потерять значительную часть гостей.
ООО «Четыре вкуса», где 50% владеет консорциум «Губернский», в феврале стало владельцем 30% в ООО «Ямм-Пицца», управляющем одноименной сетью пиццерий в Санкт-Петербурге, следует из данных ЕГРЮЛ. Бенефициаром консорциума «Губернский» считается экс-сенатор Глеб Фетисов, чье состояние Forbes оценивает в $1,2 млрд.
В «Ямм-Пицца» 70% владеет основатель Вадим Кухарь, развивавший в Петербурге сеть Papa John’s. В числе прежних инвесторов проектов господина Кухаря называли совладельца «Юлмарта», бывшего акционера сети «Лента» Августа Мейера и продюсера Сергея Светлакова. По собственным данным, сейчас «Ямм-Пицца» управляет пятью ресторанами, также работает доставка. На сайте сети есть раздел франшизы, но ее условия уточнить не удалось. В сети на вопросы “Ъ” не ответили.
Глеб Фетисов, бизнесмен, в интервью Forbes в ноябре 2019 года:
«В России никто даже не пытается считать деньги».
Об инвестициях структур Глеба Фетисова в ресторанные проекты в последнее время не сообщалось, но у него есть интересы в производстве продуктов питания. Так, в 2018 году «Губернский» создал в Подмосковье агрохолдинг «Яхрома» для производства картофеля и овощей открытого грунта на 1,8 тыс. га. В том же году структура агрохолдинга приобрела активы овощеводческого предприятия «Зеленая долина» в Тамбовской области, включая 7,5 тыс. га земель. А в 2021 году стало известно о покупке структурами бизнесмена ГК «Иррико», занимающейся растениеводством и овощеводством на 28 тыс. га в Ставропольском крае (см. “Ъ” от 15 июля 2021 года). В консорциуме «Губернский» не предоставили комментарии.
Сегодня небольшие сети общепита стали пользоваться популярностью у инвесторов, отмечает омбудсмен ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. По его словам, с увеличением порога отмены НДС для отрасли с 200 млн до 2 млрд руб. с начала 2021 года инвесторы могут легально и без дробления бизнеса на несколько компаний развивать свои проекты, что способствовало притоку капитала на рынок.
Пиццерии — один из самых стабильно популярных сегментов ресторанного рынка, отмечает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская.
Так, к примеру, в прошлом году американская сеть пиццерий Little Caesars открыла первые точки в Москве. По данным NPD Group, сегмент пиццерий в 2021 году по сравнению с 2019 годом вырос на 4,6% по числу посетителей и почти на 11% в расходах потребителей. Такие заведения наиболее привлекательны для инвесторов, так как они сильнее других сегментов защищены от ограничений властей из-за коронавируса, уточняет господин Миронов. «Во время запрета на работу ресторанов пиццерии продолжают обслуживать гостей навынос и доставку, увеличивая поток заказов за счет закрытия заведений других форматов»,— поясняет эксперт.
По подсчетам Росстата, оборот отрасли в России в январе—октябре 2021 года вырос на 31%, до 1,527 трлн руб., год к году, что подтверждает восстановление рынка общепита к докризисным значениям. Этому способствовал рост интереса россиян к заведениям фастфуда. По данным NPD Group, доля этого сегмента выросла до рекордных 58%, достигнув показателей Китая, США и Канады.
Сейчас конкуренция в сегменте бюджетных пиццерий довольно ощутимая даже в регионах, не говоря о Москве и Петербурге, предупреждает Анна Рождественская. Кроме того, уточняет она, потребитель при выборе заведения в первую очередь ориентируется на узнаваемый бренд — небольшим игрокам тяжело с ними конкурировать. Поэтому, добавляет Сергей Миронов, когда коронавирусные ограничения будут полностью отменены, владельцы пиццерий могут столкнуться со значительной потерей трафика из-за сильного перенасыщения рынка такими заведениями.