Промышленность заводится

Инвестиции в основной капитал предприятий Нижегородской области за девять месяцев 2021 года составили 212,9 млрд руб. с ростом на 15,7% к трем кварталам 2020 года. Крупнейшими традиционно стали инвестпроекты предприятий переработки нефти, автомобилестроения, фармацевтики и обрабатывающей промышленности. В 2022 году продолжаются масштабные проекты в металлургии. Эксперты прогнозируют удачный год для запуска инвестпроектов в ряде отраслей, но некоторые риски, в том числе растущая инфляция, все еще сохраняются.

Проекты в нефтехимии — традиционно одни из крупнейших по объему инвестиций в региональной экономике

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

По итогам трех кварталов 2021 года с оживлением инвестиционной активности объем капитальных вложений предприятий увеличился на 15,7% относительно того же периода 2020 года, общая сумма составила 212,9 млрд руб., подсчитали в правительстве Нижегородской области. Финальные цифры правительство региона представит в марте. 13 проектов на 30 млрд руб. были реализованы с господдержкой.

Как отметил губернатор Глеб Никитин, несмотря на непростую ситуацию в экономике, регион в последние годы показывает «очень хороший прирост инвестиций».

В Нижегородской области идет комплексная работа по улучшению инвестиционного климата, добавил заместитель губернатора Андрей Саносян. «У региона большие успехи в этом направлении, но всегда есть, куда стремиться, поэтому очень важно в непрерывном режиме совершенствовать существующие инвестиционные механизмы. Это сейчас является одним из наших приоритетов, чтобы бизнес любого уровня мог чувствовать себя уверенно, реализуя инвестпроекты в Нижегородской области», — подчеркнул генеральный директор Корпорации развития Нижегородской области Игорь Ищенко.

Нефтяники химичат с производством

В июне ПАО ЛУКОЙЛ запустило новый комплекс изомеризации нефти Penex на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в Кстове. Проект с инвестициями более 15,5 млрд руб. стартовал в 2019 году, построить установку планировалось за год, но сроки сдвинулись из-за пандемии коронавируса. Penex удвоит производственные мощности НПЗ до 800 тыс. т в год и позволит получать высокооктановые компоненты из нефти для автомобильного топлива. Другим крупным проектом ЛУКОЙЛа, введенным в эксплуатацию, стала установка по производству битумов мощностью 150 тыс. т. стоимостью 100 млрд руб. Запуск блока сделал кстовский НПЗ крупнейшим производителем битума в структуре компании, расширил ассортимент битумных материалов за счет модифицированных продуктов и позволил наладить выпуск инновационных полимерно-битумных вяжущих для дорожного строительства в рамках целевых федеральных программ. Также компания направила 100 млрд руб. в очередной этап модернизации нефтеперерабатывающего завода с вводом в эксплуатацию установки по глубокой переработке нефти.

ЛУКОЙЛ заключил соглашение с Минэнерго РФ, по которому компания получит инвестиционную надбавку к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 года для строительства новых перерабатывающих мощностей в Кстове. В их числе установка замедленного коксования годовой мощностью 2,1 млн т, комбинированная установка гидроочистки дизельного топлива и бензина (1,5 млн т), газофракционная установка и производство серы и серной кислоты. Комплекс позволит сократить выпуск топочного мазута и увеличить производство дизтоплива класса Евро-5, глубина переработки нефти вырастет до 97%, выход светлых нефтепродуктов — до 74%. На предприятии будет создано производство полиэтилена и полипропилена мощностью 500 тыс. т, сырьем станут полуфабрикаты, выпускаемые установками каталитического крекинга НПЗ. Инвестиции составят 61 млрд руб., проект будет реализован к 2025 году.

Нижегородские предприятия СИБУРа в 2021 году инвестировали в экологические проекты.

На территории ООО «СИБУР-Кстово» завершилась реконструкция системы очистки производственных сточных вод стоимостью 1,5 млрд руб. и создана факельная система закрытого типа, которая исключит выбросы сажи и на 76% снизит воздействие на атмосферный воздух.

Инвестиции оцениваются в 1,7 млрд руб. Также СИБУР сообщил о начале модернизации оборудования на предприятии в Дзержинске, проект увеличит объем производства эквивалентной окиси этилена на 18,6%, до 344,6 тыс. т, и товарной окиси этилена на 30%, до 167 тыс. т. Компания частично заменит реакторное, динамическое, колонное, энергетическое и теплообменное оборудование, что позволит использовать более дешевые и одновременно более селективные катализаторы и преобразовать образующееся в производстве тепло в технологический пар, что сократит потребление ресурсов, отметили в холдинге.

Поехали на цифровой платформе

В 2021 году группа ГАЗ Олега Дерипаски обновила основную продукцию — легкие коммерческие автомобили, вложив 3,2 млрд руб. в производство новой платформы «ГАЗель NN» на Горьковском заводе в Нижнем Новгороде. Взамен прежней аналоговой системы управления машины получили цифровую платформу с единым электронным блоком управления, оснащенную системами помощи водителю. Первые «ГАЗели NN», выпуск которых приурочили к 800-летию Нижнего Новгорода, появились в трех модификациях: бортовой и цельнометаллический фургоны массой, а также микроавтобус. Машины оснащены новой шестиступенчатой коробкой передач, разработанной на предприятии, и дизельным двигателем. «Мы все говорим о стандартах Евро-6, подразумевая, что это касается только выбросов. На самом деле требования к современным автомобилям гораздо более серьезные. Это и система курсовой устойчивости, и контроль состояния водителя, и всевозможная помощь ему», — отмечал президент группы ГАЗ Вадим Сорокин на церемонии запуска производства в мае. Новые грузовики будут выпускаться с несколькими вариантами силовых агрегатов: Cummins объемом 2,8 л, двухлитровый двигатель Volkswagen и новый трехлитровый двигатель производства Ульяновского моторного завода, работающий на газовом и бензиновом топливе.

При этом платформа NN проектировалась с расчетом на установку не только двигателей внутреннего сгорания, но и электродвигателей. Первые такие «ГАЗели» уже вышли на пассажирский маршрут в Нижнем Новгороде и перевозят пассажиров из аэропорта до метро «Парк культуры».

Новые машины активно экспортируются. В июле 2021 года, через месяц после запуска производства в Нижнем Новгороде, серийная сборка «ГАЗели NN» с двигателем Cummins F2.8 класса Евро-6 стартовала на сборочном предприятии группы в Турции, а в ноябре автопроизводитель вышел с «ГАЗелью NN» на рынок Болгарии.

В сентябре на выставке Comtrans в Москве были представлены фургон «Соболь NN», модификации «ГАЗели NN» (автомобиль скорой помощи и электромобиль с увеличенной дальностью хода), а также модернизированные среднетоннажные грузовики с новой механической 6-ступенчатой коробкой передач и даже с автоматом.

Железные планы

В прошедшем году продолжилась масштабная инвестиционная программа Выксунского завода Объединенной металлургической компании (ОМК). Крупнейшим проектом, одобренным в мае Минпромторгом РФ, стала заявка структуры ОМК ООО «Эколант» на строительство в Выксе одноименного электрометаллургического комплекса. Инвестиции в проект «Эколант» оцениваются в 150 млрд руб., к 2025 году в Выксе построят производственный комплекс мощностью 1,8 млн т стали в год. Сталь будет производиться из горячевосстановленного железа, которое планируется получать из природного газа и железнорудного сырья. В основном производимую на «Эколанте» сталь будут отправлять на переработку на предприятия ОМК, в том числе на выксунскую площадку компании. В Минпромторге проект ОМК оценили как крупнейший в российской металлургии и не имеющий аналогов в Европе по части технологических решений. Также в рамках долгосрочной инвестпрограммы компания модернизирует производство рессор для грузовиков, деталей трубопроводов, комплекс железнодорожных колес и откроет новое производство бесшовных труб. Обновления ожидают мощности по выпуску сварных труб для теплоэнергетического комплекса и продукции для атомной отрасли.

Атомщики тоже вошли в Нижегородскую область с крупным проектом первого в России завода по переработке литий-ионных аккумуляторов с инвестициями 5 млрд руб.

Завод дочерней структуры госкорпорации «Росатом», АО «Русатом Гринвей», планируется построить к 2024 году на площадке индустриального парка «Ока-Полимер» в Дзержинске. Комплекс будет включать в себя пять автоматизированных линий сортировки и переработки батарей разного типа, в основу переработки аккумуляторов лягут технологические решения, аналогичные используемым

на предприятиях одного из лидеров данного направления — Redux Recycling GmbH, «дочки» Saubermacher AG. Годовой объем переработки составит 50 тыс. т, получаемые металлы и литий- и никельсодержащие концентраты могут быть использованы как вторсырье, в том числе для переплавки и прокатки. Для атомной отрасли создали производство и частники: ООО «Современные трубопроводные системы» построило цех по производству элементов трубопроводов для АЭС стоимостью 150 млн руб.

Держат фарму

Крупные инвестиционные проекты в Нижегородской области в 2021 году анонсировали предприятия фармацевтической отрасли. Группа Stada вложила более 2 млн евро в запуск участка подготовки субстанций на заводе «Нижфарм» для увеличения мощностей в связи с трансфертом производства препаратов из Сербии и Великобритании в Нижний Новгород. К 2024 году Stada инвестирует 10 млн евро в локализацию выпуска на нижегородской площадке, где будут скорректированы и модернизированы производственные участки и технологии производства препаратов, которые пойдут на внутренний и экспортный рынки. Сопоставимую сумму в модернизацию предприятия в Заволжье вложит германский концерн Sсhott AG для выпуска стеклянных флаконов для лекарств под премиальные препараты. «Благодаря этому стеклянная упаковка станет еще лучше — надежнее и безопаснее, а производство — более энергоэффективным», — отметил исполнительный вице-президент направления «Фармацевтические системы Sсhott AG» Франк Беллеманс. Гендиректор завода «Sсhott Фармацевтические системы Россия» Денис Никитин добавил, что Sсhott AG рассчитывает увеличить долю на российском рынке с 20% до 25–30% и наращивать экспорт в ближнее зарубежье, страны Европы, Азии и Америки.

2022 год будет достаточно удачным не только для перечисленных крупных промышленников и компаний, полагают эксперты. «В первую очередь стоит обратить внимание на компании авиационной отрасли, авиапромышленности, судоходной и железнодорожной отраслей.

Эти компании оказались первоначально в числе наиболее пострадавших в период „коронакризиса“, при этом уже в 2021 году многие их них сумели значительно улучшить свои показатели, а в чем-то и превзойти значения докризисного 2019 года. Для авиаотрасли драйверы роста — снятие всех пограничных барьеров (многие страны приходят к тому, что эти меры уже не препятствуют распространению COVID-19, но значительно ограничивают возможность сектора туризма заработать) и последующее восстановление пассажиропотока в международном сегменте. Для судоходных и железнодорожных компаний такими драйверами станут высокие фрахтовые ставки и потребительский спрос, восстановление баланса на нефтяном рынке на фоне сохраняющихся проблем в цепочках поставок», — отмечает аналитик «Финам» Наталья Пырьева. По мере возобновления полномасштабной деятельности на фоне выравнивания экономической ситуации в стране инвестиционные планы компаний могут расширяться, но при этом компании будут осторожнее рассчитывать вложения, полагает эксперт. По ее словам, на инвестиционные планы могут повлиять и беспокоящие рынок факторы: удорожание металлов, рост цен на сырье, дополнительная налоговая нагрузка и снижение покупательной способности в рознице. «Помимо этого, все еще сохраняется риск ухудшения эпидемиологической обстановки, появления более заразных штаммов COVID-19, устойчивых к вакцинам, повторных локдаунов, ускорения инфляции, снижения доходов населения», — подытожила госпожа Пырьева.

*Материал готовился до военной операции на Украине.

Роман Рыскаль

Вся лента