Миллиарды идут в интернет
В 2021 году объем интернет-торговли в России вырос на 13% и составил 3,6 трлн руб. Маркетплейсы с нижегородскими офисами отмечают рост числа региональных продавцов, а кадровые агентства фиксируют большой спрос на сотрудников, связанный не только с растущей популярностью интернет-торговли, но и с серьезной текучкой кадров в этой сфере. Отраслевые эксперты отмечают, что пандемия коронавируса уже не является основным стимулом для развития электронной коммерции — на первое место выходит удобство сервисов по сравнению с традиционными способами продаж.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам прошедшего года доля электронной коммерции составила 9,2% в общем объеме розничных продаж. Объем онлайн-торговли вырос на 12%, до 3,6 трлн руб. За год россияне сделали 2,6 млрд заказов, аудитория интернет-торговли составила 70 млн человек. На Нижегородскую область приходится 2% в общем обороте e-coommerce в России. По этому показателю регион занимает седьмое место в десятке регионов-лидеров, включая Москву и Санкт-Петербург. За год нижегородцы потратили 71,1 млрд руб., что на 23% больше по сравнению с предыдущим годом. Из этой суммы 64,2 млрд руб. — заказы, сделанные на российских площадках, 6,8 млрд — покупки в иностранных интернет-магазинах. Доля интернет-торговли в общем объеме розницы Нижегородской области составила 8%.
Маркетплейсы поймали волну
По данным Wildberries, общий объем продаж на онлайн-платформе в Нижегородской области по итогам года вырос на 79% и достиг 15,9 млрд руб. Количество нижегородских предпринимателей, реализующих свои товары на Wildberries, выросло в пять раз и на начало 2022 года составило 2230. Их общий торговый оборот достиг 8,3 млрд руб., увеличившись за год на 139%. Самой востребованной продукцией стали продукты питания, косметика и парфюмерия, посуда и инвентарь, товары для дома и детские игрушки. Динамичнее всего интерес покупателей рос к аксессуарам для новорожденных, украшениям, канцелярским товарам, различным товарам для праздника. По этим позициям продажи увеличились на 600–800%.
«СберМаркет» также отмечает растущую активность нижегородцев в сфере онлайн-торговли. Число заказов сервиса в Нижнем за год выросло в четыре раза, в денежном обороте — втрое, как и количество покупателей. «Средний чек онлайн-покупок с каждым годом уменьшается: в 2021 году он составлял 2585 руб., в 2020-м — 3469 руб., годом раньше — 4455 руб. Это связано с активным развитием быстрой доставки, клиенты привыкают заказывать продукты и товары первой необходимости онлайн, покупают меньший объем товаров, но делают это чаще», — отмечают в компании. Самыми популярными категориями товаров остаются продукты питания, товары для красоты и здоровья, бытовая химия, товары для животных, товары для дома, детские товары. Чаще всего в сервисе заказывают продукцию из розничных сетей Metro, «Лента», «Ашан», «Магнит», «О'Кей», Fix Price, «Магнит Косметик».
Сервис по доставке продуктов питания «Самокат» в Нижнем за год увеличил количество заказов в полтора раза до 330 тыс. Средний чек на заказ вырос на 31%. В топе самых популярных категорий товаров — молочная продукция, безалкогольные напитки и хлеб. «Оттока клиентов из-за того, что смягчаются антиковидные ограничения, не случилось. Напротив, мы наблюдаем, как нижегородцы переходят к новой модели потребления, и видим, что все больше людей предпочитают онлайн-заказ продуктов и товаров», — отметили в компании.
На Ozon число покупателей из Нижегородской области в 2021 году выросло в 2,3 раза, оборот от продаж площадки в регионе увеличился в 3,4 раза, количество продавцов из Нижегородской области — почти в четыре раза. По оценкам компании, в Нижегородской области быстрее всего рос спрос на одежду, автотовары, товары для строительства и ремонта, продукты питания, спортивные товары и товары для дома. «Привычка покупать на онлайн-платформах самые разные категории товаров привела к значительному увеличению числа заказов — по итогам прошлого года клиенты Ozon из Нижнего Новгорода и области сделали в 4,6 раза больше заказов, чем годом ранее. В топе популярных в целом на Ozon в 2021 году 80% товаров приходились на высокочастотную категорию FMCG, которая заканчивается и докупается быстрее других. Это так называемый ассортимент «магазина у дома». В Нижегородской области абсолютными лидерами продаж в прошлом году стали газированные напитки, таблетки для посудомоечной машины, кофе в капсулах, листовой чай, детское питание и пшеничная крупа. Такой топ популярных товаров подчеркивает факт переноса жителями региона, в том числе и рутинных покупок, в онлайн», — комментируют в Ozon.
Кадры решают все
Рост интернет-торговли привел к спросу на сотрудников, способных обеспечить потребности этой быстрорастущей отрасли. По оценке компании «HeadHunter Поволжье», маркетплейсы и сервисы по доставке стали резко набирать популярность с наступлением первого локдауна в начале 2020 года. В 2021 году количество вакансий курьеров, упаковщиков, операторов колл-центров увеличилось на 51%. По оценке HeadHunter, средняя зарплата в сфере интернет-торговли в Нижегородской области к концу 2021 года выросла на 18%, до 48,2 тыс. руб.
По данным SuperJob, количество вакансий курьера в Нижнем Новгороде к февралю 2022 года выросло на 328%, сотрудника колл-центра — на 79%, сборщика заказов — на 83%. Средняя зарплата пешего курьера год назад составляла 30 тыс. руб., максимальная — 50 тыс. руб. За прошедший год они выросла на 5 тыс. руб. Водитель-курьер в начале 2021 года в среднем получал 45 тыс. руб., максимум — 87 тыс. руб. За год эти зарплаты выросли на 5 тыс. и 3 тыс. руб. соответственно. Максимальная зарплата комплектовщика за год выросла на 25%, до 50 тыс. руб., у оператора колл-центра — с 40 до 42 тыс. руб.
По информации HeadHunter, в большинстве случаев в сферу онлайн-торговли идут молодые люди и студенты в возрасте 22–30 лет, которые еще не имеют опыта работы, а также люди в возрасте 38–45 лет, решившие сменить деятельность ради привлекательных финансовых условий без специфических требований к прошлому опыту работы.
В «Самокате» говорят, что за год количество курьеров в Нижнем увеличилось на 30%, до 1300 человек: «С каждым месяцем спрос на доставку растет, но недостатка в курьерах нет. Для преодоления пиковых нагрузок у нас есть собственные IT-решения, способные прогнозировать рост количества заказов в реальном времени и автоматически выводить в дополнительные смены больше курьеров». В компании отметили, что зарплатные ожидания курьеров выросли на 10–15%, но это случилось раньше — в период самоизоляции в 2020 году. Курьеры-партнеры «Самоката» получают почасовую заработную плату вне зависимости от количества заказов, а также чаевые. Также для курьеров действуют повышенные коэффициенты за работу в сложных погодных условиях и за использование собственного велосипеда и отсутствует система штрафов. В августе запущен проект страхования жизни и здоровья курьеров.
«Сервисы доставки и call-центры массово нанимают персонал, однако и текучесть кадров тут очень высока, — отмечает глава исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. — Эксперты все чаще говорят о бесперспективности подобной работы для карьерного и профессионального роста, однако конкурентные зарплаты продолжают способствовать миграции линейного персонала со строек и промышленных площадок, из ритейла и сферы общественного питания в курьеры. Компании предлагают курьерам гибкий график работы, ежедневные выплаты заработка, район доставки на выбор».
По мнению президента АКИТ Артема Соколова, пандемия коронавируса и ее последствия, которые в 2020 году стали основными стимулами для развития интернет-торговли, перестают быть таковыми — основным драйвером развития e-commerce становится укрепление доверия к этому способу торговли, привычка людей к альтернативному способу покупок. Также свою роль в этом играет способность рынка электронной торговли молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы.