Санкциям оценивают перспективы
На какие меры может пойти Запад из-за признания республик Донбасса
Санкции США и ЕС против России после признания ЛНР и ДНР могут объявить уже 22 февраля. Точный список мер будет понятен после согласования, следует из официального заявления Еврокомиссии. Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал стороны конфликта в Донбассе срочно прекратить огонь и сесть за стол переговоров. По словам господина Гутерриша, ООН выступает за территориальную целостность Украины.
О введении санкций в отношении России уже предупредили премьер-министры Канады и Великобритании. Борис Джонсон даже прервал свою пресс-конференцию, чтобы позвонить Владимиру Зеленскому со словами поддержки. Глава британского правительства назвал действия России нарушением международного права.
Британские СМИ предполагают, что напряженность на границе с Украиной будет нарастать, сообщил корреспондент “Ъ FM” в Лондоне Андрей Остальский: «Борис Джонсон говорил о том, что в отношении России будут подготовлены мощные санкции, но эта фраза осталась не очень понятной. Что значит "подготовлены"? Подготовлены к моменту, когда их надо будет применить, или новые ограничения будут приняты немедленно?
Думаю, стоит ожидать и того и другого. Какие-то санкции в том же стиле, что принимают сейчас США, наверное, введет и Лондон. Но это касается именно района Донбасса и тех, кто будет взаимодействовать с этим регионом, вкладывать туда деньги. А вот действительно мощные меры Соединенное Королевство пока припасет, британцы будут наблюдать за развитием событий.
В СМИ на признание ДНР и ЛНР очень сильная реакция, что даже несколько неожиданно. Тон изменился: и правые, и левые газеты — все реагируют болезненно, я бы даже сказал, резко. Financial Times пишет, что это означает серьезное обострение напряженности в отношениях между Западом и Россией, а не только Киевом и Москвой. Обозреватель British Broadcasting Corporation (ВВС) позволила себе очень резко оценить ситуацию, и даже стиль подачи телеобращения Владимира Путина к нации, его взгляд на историю.
Обозреватель отмечает, что порой все выглядело так, как будто происходит в какой-то другой вселенной, не в той, в которой мы живем. В газете The Guardian, наверное, самая резкая, тревожная формулировка. В конце их комментария говорится, что телеобращение господина Путина звучало как объявление войны, а обострение обстановки и в российско-украинских отношениях, и в отношениях между НАТО и РФ почти неизбежно».
МИД Италии заявил, что признание Россией ДНР и ЛНР противоречит Минским соглашениям и препятствует разрешению кризиса дипломатическим путем. Премьер Польши призвал срочно собрать саммит ЕС и ввести против России санкции.
Лидеры США, ФРГ и Франции также пообещали, что признание Россией ДНР и ЛНР не останется без ответа. Об этом заявили в германском кабмине. Однако немецкие политики по-разному относятся к решению Кремля, сообщил корреспондент “Ъ FM” в Германии Андрей Урбан: «Мнения высказываются самые разные, порой противоположные. Министр иностранных дел Анналена Бербок в достаточно эмоциональной манере призвала Москву передумать и вернуться за стол переговоров. "Мы готовы и ждем вас обратно",— буквально в таком ключе высказалась министр.
Депутат Бундестага и внешнеполитический эксперт партии Христианско-демократический союз Норберт Реттген в прямом эфире первого канала RD, напротив, призвал немедленно ввести в действие разработанный Западом пакет санкций против Москвы. Кремль, по его мнению, должен немедленно почувствовать всю жесткость западного противодействия. Политический истеблишмент ФРГ сходится во мнении, что минский процесс умер. Донецк, Луганск де-факто отходят России. Но за это, отмечают в Берлине, Москве придется заплатить очень высокую цену.
В последнее время, как считают в ФРГ, между Россией и Западом развернулась информационная баталия. Каждая сторона пыталась обойти другую на повороте.
И в этой игре российский лидер Владимир Путин максимально взвинтил ставки.
Сделал он это не из-за Донбасса. Европа его в меньшей степени волнует, как считают в Берлине. Главная цель Москвы — сесть за стол переговоров с США, а не с ЕС, договориться с Вашингтоном о том, как разделить глобальные зоны влияния».
Генсек НАТО Йенс Столтенберг считает, что решение Владимира Путина подрывает все бывшие усилия по урегулированию ситуации на Украине. Признание ЛНР и ДНР полностью меняет мировой порядок, заявил президент Сербии Александр Вучич.
Какими могут быть новые ограничения? “Ъ FM” обсудил это с деканом факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Анастасией Лихачевой: «Многое будет зависеть от конкретного решения по признанию. О каких границах идет речь? Последует ли после этого какая-то фаза дополнительной силовой эскалации, например, между Украиной и Россией?
Дело в том, что пакеты санкций, о которых говорилось в последние дни со стороны западных стран, в первую очередь касались широкомасштабной военной кампании, от которой Москва открещивалась и продолжает это делать. Соответственно, в любом случае ограничения должны быть менее масштабными, чем те, которые обещали Москве.
При этом на фоне очень подробных планов масштабной военной агрессии с осадой и многими тысячами жертв, которые анонсировались западными СМИ, отождествить признание, то есть юридическую меру и массивное военное вторжение, все-таки будет сложно, в том числе и для общественного мнения.
Санкции не будут незначительными, но, по логике санкционной политики, которая будет применяться не только в отношении западных стран к России, все равно должен оставаться следующий шаг».
При этом вопрос об экономических последствиях для России от признания ЛНР и ДНР пока остается открытым.