Парламентарии сложили санкции в пакет с пакетами
Госдума и Совет федерации ратифицировали договоры о сотрудничестве с ДНР и ЛНР
Обе палаты Федерального собрания ратифицировали во вторник договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Донецкой и Луганской народными республиками, которые президент внес в парламент накануне ночью. Депутаты Госдумы сошлись во мнении, что сегодня исторический день, и выразили благодарность Владимиру Путину за решение признать республики — всего неделю назад, 15 февраля, они сами обратились к нему с такой просьбой. Все фракции продемонстрировали единство в оценке ситуации: переговорный процесс зашел в тупик, иной возможности помочь жителям ДНР и ЛНР, а самим спастись от наступления НАТО у российских властей не было. В Совете федерации также проявили стоическую готовность к любым вражеским санкциям и единогласно поддержали договоры.
Перед тем как депутаты приступили к рассмотрению вопроса о ратификации договоров, слово взяла председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ). По ее мнению, символично, что «историческое решение» принимается накануне Дня защитника Отечества. «И я уверена, что сегодня все мужчины-депутаты всех фракций поддержат международные договоры и докажут не только своим родным и близким в нашем отечестве, но и всему миру, как мы умеем защищать своих граждан»,— не без патетики обратилась госпожа Останина к коллегам по палате и сорвала их аплодисменты, которые впоследствии еще не раз звучали при рассмотрении главного вопроса повестки.
Официальный представитель президента, замминистра иностранных дел Андрей Руденко выступил с докладом по законопроектам о ратификации договоров. Он напомнил о трагических событиях на Донбассе, происходящих на протяжении восьми лет после «кровавого государственного переворота в Киеве». «Несмотря на обязательства по минскому комплексу мер, Украина постоянно продолжала обстреливать гражданские объекты, саботировала переговоры в рамках трехсторонней контактной группы и "нормандского формата", и фактически вышла из этих Минских договоренностей»,— сказал представитель президента. Далее господин Руденко пояснил, что «мы оказались на пороге возобновления крупномасштабных боевых действий» и президент принял решение признать независимость ДНР и ЛНР именно для того, чтобы не допустить такого развития событий. Стороны договоров обязуются оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, пояснил представитель главы государства. В договорах зафиксирована, в частности, необходимость установления государственной границы и ее охраны. Соглашения заключаются сроком на 10 лет с возможностью автоматического продления на пятилетки.
Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ) вспомнил своих товарищей, которые не дожили до этого дня — Станислава Говорухина и Иосифа Кобзона, в свое время организовавших фонд «Дети Донбасса», а также главнокомандующего вооруженными силами ДНР Александра Захарченко, ополченцев Моторолу и Гиви (Арсена Павлова и Михаила Толстых). В то же время господин Калашников полагает, что присоединение Крыма к России в 2014 году спасло многие жизни.
Затем выступили представители думских фракций. Глава КПРФ Геннадий Зюганов не стал стесняться в выражениях и напомнил, что коммунисты активно поддерживали идею признания народных республик, где «народ восстал против нацистско-бандеровской власти, которая насильно оккупировала Украину, захватила Киев и продолжает издеваться над братским народом». По мнению лидера коммунистов, необходимо помочь украинцам «скинуть ярмо выкормышей американских спецслужб», «воспитанников натовской наглости», «нацистско-бандеровского режима, который не дает братской республике развиваться». Господин Зюганов отметил, что «НАТО нас взяло за горло», он напомнил, что если натовцы разместят ракеты под Харьковом, то до Кремля им будет лететь 4–5 минут. Уточнять, как именно российское признание ДНР и ЛНР может отразиться на перспективе появления ракет под Харьковом, лидер КПРФ не стал — просто сказал, что президент в понедельник принял очень важное решение, «но, чтобы сплотить общество, надо убрать антисоветчину и антикоммунизм». В конце своей речи он не забыл добавить, что первым делом стоило бы прекратить судебное преследование совхоза имени Ленина.
Тут в разговор вмешался спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он предложил поблагодарить за мужество президента, который своим решением в понедельник «остановил войну, гуманитарную катастрофу, бойню». «И когда речь идет о санкциях — да, санкции мешают нам развиваться. Но они по-любому были бы!» — убежденно заявил господин Володин. В это время уже появились публикации, согласно которым Еврокомиссия намерена включить в свой санкционный пакет 350 российских депутатов (из 450, детали не уточняются).
Андрей Луговой, выступая от фракции ЛДПР, попросил вывести на экран предновогоднее предсказание лидера либерал-демократов Владимира Жириновского, который со 2 февраля лежит в больнице с коронавирусом. «Я хотел бы, чтобы 2022 год был бы годом мирным, но я люблю правду, 75 лет говорю правду: и это будет год не мирный, это будет год, когда наконец Россия станет снова великой страной... Давайте поддержим новое направление во внешней политике России»,— сказал господин Жириновский в видеозаписи. Отметим, что в этом выступлении он говорил еще и о том, что Россия может принять в отношении Украины «другую программу. А какую — вы почувствуете в 4 утра 22 февраля». Эти пророческие слова в демонстрируемом ролике были вырезаны, но господин Луговой явно помнил о них, когда говорил, что 22 февраля «стало днем триумфа Владимира Вольфовича Жириновского», а также «днем, когда устанавливается новый миропорядок».
По словам представителя ЛДПР, президент Украины Владимир Зеленский напоминает ему «маленького ребенка со спичками» или даже «обезьяну с гранатой, правда с игрушечной, которую его западные партнеры пытаются подменить на что-то более серьезное».
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Сергей Миронов оценил решение президента Путина как «единственно правильное и взвешенное», которого «очень долго ждали наши братья на Донбассе». Президенту Зеленскому от него досталось: депутат назвал его «трусом, лжецом и подлецом», который все эти годы проводил «политику геноцида по отношению к собственному народу». Господин Миронов напомнил выступление украинского лидера, в котором тот сказал, что Украина готова обладать ядерным оружием (одной из главных сделок, заключенных бывшими советскими республиками при распаде СССР в 1991 году, была передача России всего ядерного арсенала вооруженных сил Союза). «Это что же получается, господин Зеленский хочет за несколько месяцев доделать то, что Гитлер не успел доделать? — возмущен Сергей Миронов.— Хочет, чтобы в центре Европы зародился зародыш третьей мировой войны? Он думает вообще, о чем говорит, этот комик?!»
Владислав Даванков выступил от «Новых людей» — единственной фракции, чьи депутаты критиковали обращение Госдумы к президенту с просьбой о признании ДНР и ЛНР, принятое 15 февраля. Но на этот раз критики не было. «Действительно, на сегодняшний день переговорный процесс зашел в тупик,— признал господин Даванков.— И президент принял верное решение о признании Донецкой и Луганской республик». При этом он выразил надежду на решительные и быстрые действия правительства в ситуации, когда санкции усилятся, а курс доллара вырастет.
Выступления от фракций завершил глава думских единороссов Владимир Васильев. Он повторил, что сегодня «исторический день», которого все фракции и депутаты ждали — «каждый, конечно, по-своему». Он отметил, что президент продемонстрировал невиданный доселе стиль работы, проведя заседание Совета безопасности в открытом режиме: «Это огромное уважение к народу России, к нам с вами, к политическим партиям,— поделился господин Васильев своим впечатлением от увиденного.— Можно сказать, что это решение мобилизовало народ России. Ну как вот не помочь людям, которые оказались в очень трудном положении?»
В законопроекты о ратификации была внесена поправка о том, что они вступают в силу с момента опубликования, то есть «возможно, уже сегодня», сообщил спикер Вячеслав Володин.
Оба договора были ратифицированы 400 депутатскими голосами под бурные аплодисменты зала.
Без промедлений оба документа рассмотрели и на заседании Совета федерации. Как вновь пояснила глава палаты Валентина Матвиенко, все эти годы Россия настаивала на мирном разрешении конфликта, однако Украина, используя «хамские уловки», блокировала реализацию Минских соглашений: «Они довели ситуацию до точки, когда мы больше не вправе ждать». Госпожа Матвиенко добавила, что речь Владимира Путина в понедельник нужно перевести «на все мировые языки и показать всем, кто разглагольствует о якобы агрессии нашей страны»: «Президент проявил четкую, внятную, честную политическую волю. Убеждена, что мы обязаны сделать этот важный шаг: этого требует наша история и наша совесть».
Прибывший из здания на Охотном Ряду Андрей Руденко следом заявил, что Россия руководствуется гуманитарными соображениями. Он вновь повторил утверждение Владимира Путина о геноциде жителей Донбасса и подчеркнул, что признание независимости ДНР и ЛНР — это «вынужденная, но единственно возможная мера».
«Решение Путина прекрасно читается в контексте враждебных действий, которые предпринимает коллективный Запад. Речь идет о гуманитарной акции: мы должны спасти миллионы людей»,— согласился с ним председатель комитета СФ по международным делам Григорий Карасин. Глава комитета по обороне Виктор Бондарев заявил, что «война не нужна ни русским, ни украинцам, но закрывать глаза на братоубийство мы больше не намерены», а глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас добавил, что признание ДНР и ЛНР полностью соответствует международному законодательству: «с точки зрения Конституции РФ соблюдены все необходимые процедуры».
Наконец, вице-спикер Константин Косачев назвал принимаемые документы «охранными грамотами»: «От кого приходится защищать (жителей Донбасса.— “Ъ”)? От радикальных, озверевших националистов, которые расстреливали людей на Майдане, сжигали людей в Одессе и которые готовы идти вперед в ненависти ко всему русскому». По его словам, в более широком смысле защита требуется от «так называемой объединенной Европы, которая встала в натовском строю». «Это и есть защита людей от полномасштабной войны, которой не будет. Во всяком случае, пока это зависит от России»,— обнадежил господин Косачев.
После этого свою пламенную поддержку признанию независимости республик выразили ряд сенаторов, среди которых особенно сложно оказалось не заметить представителя Оренбургской области Елену Афанасьеву.
Ваш браузер не поддерживает видео
Она заявила, что оппоненты России уже «закудахтали о нарушении международного права». «Киев, как садомазохист, требует санкций. В их манере хочу ответить: Россия убрала этот пакет санкций в пакет с пакетами». За ратификацию документов 155 присутствовавших сенаторов проголосовали единогласно.