Финансистам разрешили остаться в прошлом
Они могут зафиксировать котировки ценных бумаг и валютные курсы
Из-за взлета волатильности российского финансового рынка на фоне украинского кризиса ЦБ объявил о мерах поддержки финансовых организаций. Для снижения давления на капитал и выдерживания нормативов регулятор предлагает зафиксировать в отчетности стоимость ценных бумаг и валют на 18 февраля. Меры носят в первую очередь превентивный характер на случай более серьезного обвала. Пока крупные банки и брокеры не собираются воспользоваться ими, хотя для отдельных участников рынка это уже может быть своевременным. Эксперты советуют инвесторам быть настороже и учитывать новые меры при интерпретации финансовых результатов компаний и банков.
ЦБ сообщил, что дал право финансовым организациям отражать в отчетности акции и облигации по рыночной стоимости на 18 февраля, а, кроме того, для банков при расчете обязательных нормативов использовать курсы иностранных валют на ту же дату. Правила действуют до 1 октября. Таким образом, банки смогут сдержать искусственный рост активов, номинированных в иностранной валюте, которые способны негативно повлиять на расчет достаточности капитала.
Объем активов банковского сектора в валюте, по данным ЦБ на начало октября 2021 года, превышал $200 млрд (12,75%). По словам начальника управления риск-менеджмента «Открытие Инвестиции» Дмитрия Куклина, в моменты высокой волатильности на рынке ЦБ иногда позволяет участникам рынка для целей расчета обязательных нормативов использовать не рыночные цены ценных бумаг и курсы валют, а значения зафиксированные на определенные даты. Так было, например, в 2014 году после резкого роста ставок и в 2020 году из-за падения рынков на фоне распространения коронавируса.
«Исходя из совокупных вводных, в частности, изменения ставок, курса, стоимости риска, шок 2020 года стоил банковской системе 2 процентных пункта (п.п.) достаточности капитала»,— оценивает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, «это довольно много, поэтому многие банки воспользовались мерами, и заметного падения нормативов не было». Но уже через год меры поддержки закончились, и нормативы не упали — значит, банки в должной степени к этому подготовились, отмечает он.
По оценке старшего директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антона Лопатина, меры пока носят превентивный характер, на случай введения серьезных санкций, способных сильно изменить курс рубля и стоимость долговых бумаг, хотя их волатильность в среднем невысокая:
«Так ЦБ снизит регулятивную нагрузку, поддержав нормативы достаточности капитала банков, чтобы потенциальная просадка нормативов в итоге не повлияла на темпы кредитования».
По оценке эксперта, девальвация рубля на уровне 10% относительно курса на 18 февраля ведет к снижению средних нормативов по банковской системе на 20–30 базисных пунктов. Это немного, но для банков, у кого больше доля валютных активов, эффект будет выше. Пока курс доллара вырастал не более чем на 7% (в 2014 году на фоне первого украинского кризиса — на 80%).
Текущая просадка может привести к умеренному снижению капитала, есть большой задел по достаточности капитала банковской системы в целом, отмечает старший кредитный эксперт Moody's Ольга Ульянова. ЦБ отмечал, что на конец декабря норматив достаточности Н1.0 всех банков в среднем составил 12,26%, при этом средний показатель этого норматива у банков с капиталом свыше 250 млрд руб. (включая Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк и ряд других) составлял в среднем 13,3%. Для системно значимых банков уровень со всеми надбавками не должен быть ниже 11,5%.
В нынешней ситуации меры будут также актуальны в первую очередь для тех банков, у которых коэффициент достаточности капитала находится на невысоком уровне, указывает господин Матовников. «Но эти меры поддержки нужны на короткий период. При этом если акции могут долго не восстанавливаться, но их доля и невысока, то облигации восстановятся быстрее: закончится навес быстрых продаж, и они вернутся к своим нормальным доходностям с учетом ключевой ставки»,— считает он. C валютным курсом в долгосрочной перспективе сложнее, но в целом «за полгода-год банки адаптируются, накопят капитал, оптимизируют структуру баланса, что создает предпосылки для отмены мер поддержки», заключил господин Матовников.
«Другой вопрос, что текущая турбулентность негативно влияет на качество заемщиков. Возможно, что банки все равно будут органически кредитование замедлять, закручивать гайки»,— говорит госпожа Ульянова. Впрочем, подчеркивает она, ЦБ и до обострения добивался замедления потребительского и ипотечного кредитования. По мнению эксперта, есть «немалая вероятность» того, что с учетом текущих цен на нефть рубль стабилизируется.
«Такие послабления всегда были временными. Например, в 2020 году банки через полгода действия послаблений перестали в них нуждаться и отказались от них»,— добавляет госпожа Ульянова.
«Сейчас необходимости для банка в таких мерах нет, мы выполняем нормативы и без этого»,— говорит первый зампредправления Совкомбанка Сергей Хотимский. Однако, по его словам, решение ЦБ создает понимание, что «банк может спокойно работать и кредитовать клиентов без оглядки на возможную волатильность рынков». Росбанк на текущий момент не рассматривает немедленное использование мер поддержки от ЦБ, сказала «Ъ» главный бухгалтер кредитной организации Анастасия Бушуева, но такой вариант возможен при существенном росте валютного курса — на 10–20 руб.
Райффайзенбанк также не планирует использовать послабления, предложенные ЦБ. «Достаточность капитала на высоком уровне, а сформированный буфер капитала позволит ответить при необходимости на дальнейшее ухудшение ситуации с финансовыми рынками»,— пояснил глава управления интегрированных рисков банка Сергей Гриб. В то же время, по его словам, для некоторых банков послабления ЦБ «являются своевременными и окажут критичную поддержку».
В брокерских компаниях также пока не видят необходимости фиксировать стоимость ценных бумаг. Финансовый директор ФГ БКС Валентин Попов отмечает, для группы данные меры «не сильно значимы», так как собственный портфель акций незначителен, а портфель облигаций в основном «в большей своей части до погашения и не переоценивается». Но в БКС допускают, что могут воспользоваться возможностью для расчета нормативов.
Несмотря на текущие позиции и заявления финансистов, подчеркивает Дмитрий Куклин, инвесторам необходимо учитывать данные послабления регулятора при интерпретации финансовых результатов компаний и банков.